25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько учредителей должно быть в фонде

Как создать благотворительный фонд

Мы открываем новую рубрику «Право общественных объединений», в ней будем освещать вопросы создания и деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций. При этом планируется затрагивать не только чисто юридические моменты, но и практическую сторону деятельности НКО с точки зрения экспертов, постоянно задействованных в некоммерческих проектах.

Начнем мы с ответа на вопрос, поступившего в нашу редакцию: «как школе создать благотворительный фонд, на который поступают средства родителей учеников, а затем они расходуются на нужды школы?»

Создание некоммерческой организации (НКО) – дело непростое. Мало кому удавалось с первого раза и без устранения замечаний зарегистрировать НКО. Дело в том, что при создании коммерческой организации, например, общества с ограниченной ответственностью, налоговый орган не проверяет учредительные документы на соответствие закону, а в случае с регистрации НКО, к которым относится фонд, регистрирующий орган проводит серьезную экспертизу всех представленных документов, в особенности устава. В данной статье мы расскажем вам как создать фонд и самое главное как составить документы на регистрацию с наибольшей вероятностью их принятия регистрирующим органом.

Кто регистрирует некоммерческие организации?

Большинство некоммерческих организаций, в том числе фонды, регистрирует территориальный орган Министерства юстиции РФ (по субъекту Федерации).

Сколько требуется учредителей для регистрации?

По закону для регистрации фонда достаточно одного человека. Понятно, что чем меньше учредителей, тем меньше больше мороки с заполнением форм документов, проведением учредительных собраний и т.д. Сам статус учредителя ни на что не влияет, статус учредителя в фонде утрачивает какое-либо правовое значение сразу после регистрации (в отличие от учреждения). Однако с точки зрения организационной для будущей деятельности фонда очень важно, чтобы фонд создавал не один человек, а несколько. Причем, лучше всего, чтобы это были статусные люди, не из администрации школы (не директор школы, не завуч), а кто-то из родителей, занимающий высокий пост (директор крупного предприятия, известный художник, депутат и т.д.). Конечно, существуют случаи учреждения фондом одним человеком, например, Фонд Алены Поповой (был создан матерью больной девочки для сбора средств на ее лечение), но в случае инициативы создания фондом от организации (в нашем случае школой), а не частного лица, лучше, конечно, собрать несколько человек (например, пять, а затем количество может увеличится, но уже в составе органов управления).

Какие документы необходимо предоставить?

Согласно ст. 13.1. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») для регистрации фонда потребуются документы:

1) Заявление по форме РН0001 (утв. Постановлением Правительства от 15.04.2006 № 212). Заявление подписывается заявителем, это может быть будущий руководитель фонда или один из его учредителей. Заявление распечатайте с распиской. Лучше сделать два экземпляра. Один из них заверить у нотариуса, другой просто подписать. К нотариусу заявитель должен явиться лично к нотариусу. Заявителем может выступать один из учредителей или будущий руководитель фонда;

2) Устав в трех экземплярах;

3) Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) Сведения об учредителях в двух экземплярах (составляется в свободной форме, в данном документе указываются ФИО, паспортные данные, место регистрации, контактные данные учредителей, желательно подписать всеми учредителями);

5) Квитанция об уплате государственной пошлины (также желательно сделать ее копию);

6) Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (также документ, составляемый в свободной форме, в нем необходимо указать адрес, по которому можно связаться с руководителем фонда, скорее всего, он будет совпадать с юридическим адресом). Важно заметить, что зарегистрировать благотворительную организацию можно по адресу места жительства гражданина (учредителя, председателя), об этом прямо сказано в ст. 9 ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – ФЗ «О благотворительной деятельности»);

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица.

Как написать устав, чтобы его принял Минюст?

А вот это самое сложное в регистрации НКО. Минюст проверяет устав на соответствие закону, следовательно, даже взятые из закона, но перефразированные его положения, этот орган может заставить переделывать. Но больше всего придирок бывает к целям и видам деятельности, регистрационный орган очень любит решать что может делать организация, а что нет.

Не рекомендуем брать непроверенные формы из Интернета или других источников. Лучше попробовать написать устав самим (или хотя бы проверить взятую форму с учетом данных рекомендаций).

Итак, что должно быть в уставе:

1. Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Указывается полное и сокращенное наименование. Организационно-правовая форма в данном случае – благотворительный фонд.

2. Место нахождения некоммерческой организации. Указывается юридический адрес.

3. Сведения о филиалах и представительствах (если таковые планируется учреждать при регистрации).

4. Предмет и цели деятельности. Обычно сначала указываются цели деятельности (2-3 цели общего характера, больше не нужно, чтобы было поменьше к чему придраться), затем указываются виды деятельности, которыми организация вправе заниматься для достижения целей. Поскольку мы создаем благотворительный фонд, то как раз в этом разделе должно быть указание на это в целях и видах деятельности (согласно ФЗ «О благотворительной деятельности»). Лучше выбрать как можно больше различных видов деятельности, которыми в дальнейшем будет заниматься организация (и на безвозмездной основе, и платно), т.к. иначе потом придется вносить изменения в устав, если чего-то будет не хватать. Фразу «и иные виды деятельности, не противоречащие закону» Минюст пропускает в устав очень редко.

5. Порядок управления деятельностью. В ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что порядок управления фондом определяется его уставом. Но в законе все же есть одно обязательное требование к составу органов фонда. У фонда обязательно должен быть попечительский совет. Он является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Обязательно нужно указать порядок формирования попечительского совета (в законе ничего на этот счет не указано, поэтому тут можно избрать наиболее удобный порядок, например, формирование попечительского совета высшим органом по представлению председателя). Полномочия попечительского совета указаны в п. 3 ст. 7: осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства

На практике как правило формируются следующие органы управления:

1. Высший орган управления – правление фонда с председателем правления (орган оперативного управления),

2. Исполнительный орган (например, исполнительный директор или президент фонда),

3. Попечительский совет (надзорный орган, формируется правлением).

4. Ревизор (ревизионная комиссия)

Полномочия высшего органа указанны в п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»:

– изменение устава некоммерческой организации;

– определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

– образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

– утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

– утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

– создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

– участие в других организациях;

В этой же статье можно взять и порядок принятия решений.

Также в ст. 10 ФЗ «О благотворительной деятельности» содержаться дополнительные полномочия:

– утверждение благотворительных программ;

– утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным, назначается правлением. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. Для удобства обычно используют модель с единоличным органом, но может быть и коллегиальный – исполнительная дирекция. В уставе необходимо указать срок его полномочий и порядок избрания (это должно быть в полномочиях высшего органа управления).

Также следует предусмотреть должность ревизора (ревизионной комиссии), который будет осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью фонда.

6. Источники формирования имущества некоммерческой организации. Устав НКО не место для творчества, поэтому лучше опять же взять все дословно из закона. Источники формирования имущества перечислены в п. 1 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности»:

– взносы учредителей благотворительной организации;

– членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

– благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

– доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

– поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

– доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

Читать еще:  Старший водитель должностная инструкция

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

– иные не запрещенные законом источники.

Членских взносов быть не должно, т.к. фонд – это организация без членства.

7. Порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации. Эту функцию нужно отнести к полномочиям высшего органа управления. Если не предусмотреть возможность изменения устава фонда, то он может быть изменен только в судебном порядке (п. 4 ст. 14).

8. Порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. Опять же, порядок лучше всего взять из закона и сформулировать следующим образом: при ликвидации фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с уставом фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20).

Надо сказать, что весь изложенный порядок в равной степени подходит не только для создания фонда школы, но и любого фонда (в т.ч. благотворительного как его подвида).

И в заключение стоит отметить, что в Государственной думе в первом чтении принят проект Федерального закона № 47538-6, вносящий существенные изменения в Гражданский кодекс РФ. В том числе затрагиваются и некоммерческие организации. Устанавливается закрытый перечень таких организаций, существенно сужается количество организационно-правовых форм. Фонд остается в качестве отдельной организационно-правовой формы НКО, но тоже претерпевает некоторые изменения. Так, из состава органов управления исчезает попечительский совет. Остается только высший коллегиальный орган управления, единоличный руководитель и (по желанию) правление. Ориентировочно новая редакция Гражданского кодекса РФ будет принята к концу 2012 г.

Комментарий эксперта

Создание благотворительной организации в целях поддержки образовательного учреждения – дело совершенно необходимое и важное. Однако, на мой взгляд, когда касается наших общеобразовательных школ, то ни в коем случае нельзя замыкаться только и именно на «родительских» взносах. Безусловно, пожертвования родителей будут составлять определенную часть бюджета Фонда. Но изначально, с момента своего создания Фонд должен быть нацелен на работу с сообществом в целом – родители, выпускники, бизнес, просто заинтересованные в поддержке и развитии нашего образования люди. Родители, в первую очередь, должны рассматриваться не как основной источник средств, а как послы этой школы и каналы распространения информации о ее деятельности.

Фонд как инструмент решения задач, на которые не хватает бюджетных средств, может быть очень эффективным. И тут неважно, большая школа или маленькая, – важны цели и задачи этого Фонда. Большая школа требует больших усилий, для маленькой школы потребуется меньший объем пожертвований. Главное – убежденность в необходимости программ, на которые собираются пожертвования, и высокие цели, ради которых осуществляется деятельность школы, а значит, и Фонда. Такая убежденность не сможет не воодушевить сообщество, так или иначе связанное с данной школой. И тогда даже взносы родителей потеряют весь тот негативный окрас, который характерен для них сейчас («насильственные поборы»!!), а наоборот, приобретут характер осознанного действия во благо школы, в которой обучается ребенок.

Фонд поддержки школы – это показатель профессионализма педагогического коллектива школы и отношения к данной школе местного сообщества.

Заместитель директора по развитию Свердловской государственной филармонии,
Исполнительный директор благотворительного фонда поддержки
Уральского академического филармонического оркестра,
Доцент кафедры социальной безопасности УрФУ, Кандидат социологических наук

Автор: Юлия Вербицкая – Главный редактор Правовой газеты «Статус», магистр частного права

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (16) 2012 С. 14-15

Организация под названием фонд как некоммерческое юридическое лицо

Фонды ведут весьма разнообразную работу от обеспечения граждан финансами, где наиболее известен Пенсионный фонд РФ до осуществления благотворительности и помощи социально ущемленным слоям населения. Именно поэтому как юридическое лицо, действующее в правовом поле, фонд представляет собой интерес с точки зрения целей, задач создания и характеристик.

Что такое фонд

Понятие и цели создания

Фонды как добровольные объединения граждан (не путать с объединением юрлиц)при наличии совокупности систем, частей и элементов, которое работают, как единое целое для решения общих задач в теперешнем облике впервые появились в Англии в позапрошлом веке. Цели и назначение направлений работы весьма разнообразны, но в международном правовом поле они отличаются определенным разнообразием.

  • Например, европейцы и американцы в подавляющем большинстве случаев объединяются для проведения благотворительных акций, улучшения жизни нуждающихся, детей, людей с хроническими заболеваниями.
  • Учитывая особенности развития российского рынка, фонды РФ осуществляют не только общественно значимые задачи, целями функционирования фонда может быть инвестиционная, финансовая, экономическая, благотворительная и другие типы деятельности.

Про назначение и цели фондов расскажет на конкретном примере это видео:

Правовой статус

Законодательством России четко обозначен правовой статус и другие нюансы создания, организации, работы, ликвидации фондов. В первую очередь, они являются некоммерческими образованиями, в подавляющем большинстве носят статус неприбыльных. Те, которые занимаются предпринимательством, за счет этой деятельности осуществляют только те задачи, которые обусловлены статусом и Уставом фонда.

Нормативные документы — том числе ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» в ст. ст. 3, 7,14, 18, 32 и ст. 118 — 119 ГК России рассматривают создание фондами хозяйственных обществ или участия в таковых. Основным законодательным документом, регламентирующим все внутренние нюансы работы фонда, является Устав.

Разновидности

Все фонды, известные на сегодня обладают четко регламентированными целями, собственниками, каналами и источниками финансового наполнения. Первой ступенью деления является распределение на государственные — бюджетные и внебюджетные и организации частного характера.

В свою очередь также существует несколько типов негосударственных фондов.

  1. Коммерческие компании, фирмы и предприятия, которые непосредственно участвуют в производстве, создают целевые и резервные фонды, позволяющие развивать бизнес в дальнейшем.
  2. Организации некоммерческого типа, обладающие средствами для реализации социальных, общественных, благотворительных задач.
  3. Инвестиционные объединения создаются с целью образования совместного капитала, который впоследствии позволяет производить портфельные вложения в экономику и производство, чтобы получать стабильную прибыль.

Характерные особенности

Главной характеристикой для любого типа фондов является накопление финансовых потоков, аккумуляция денежных средств, чтобы в дальнейшем их распределять согласно целей деятельности. Основные из них фонды:

В современном правовом поле деятельность фондов в общих чертах можно характеризовать как накопление свободных средств, предоставляемых юридическими и физическими лицами на добровольных началах и распределение их нуждающимся. То есть, накопление, аккумулирование, и переориентирование денежных потоков для улучшения жизни населения и отдельных лиц.

Далее мы поговорим про ответственность, права и обязанности участников фонда, их количество (число), состав, реестр, а также выход.

О том, каким может быть устав фонда на примере покажет данный видеоролик:

Участники и их права

Правовая часть учреждения и участия в объединениях, организующихся для реализации переделенных совместных благородных целей, прописана отечественными нормами и актами Правительства.

  • Российское законодательство в части п. 1 ст. № 15 ФЗ « О некоммерческих…» оговаривает, что участниками и учредителями подобных организаций могут быть юридические и физические лица, граждане, достигшие совершеннолетия.
  • ФЗ «О некоммерческих…» ст. 15 п. 2 регламентирован пункт, что количество учредителей не ограничивается.
  • Ст. 15 п. 2 этого же Закона, второй абзац прописана возможность учреждения фонда единолично.

Изменение состава, лиц принимающих участие в учреждении объединения производится двумя путями. Пересматривать состав в законодательном поле можно исключительно до завершения создания и регистрации организации во всех необходимых инстанциях. Учредительский состав может быть исключительно уменьшен при начале процесса ликвидации фонда и в случае смерти гражданина – учредителя.

О том, чей становятся собственностью добровольные взносы участников фонда, а также о видах и правовом режиме капиталов фондов, резервов поговорим ниже.

Имущество и устав

Основные материальные ценности – именно, имущество и капитал формируются участниками на основаниях добровольности. Имущественный взнос дает возможность осуществления комплекса социальных, благотворительных, культурных, образовательных и прочих общественно полезных целей.

После совершения акта передачи имущества фонду, учредитель теряет право собственности на него. Нормами законодательства предусматривают, что учредитель не отвечает по обязательствам образованного фонда. В свою очередь, организация не несет ответственности в отношении обязательств учредителей.

Ст. 118 ГК РФ, п. п. 3, 4 и ст. 3, 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентируют содержание Устава, в котором должно быть следующее:

  • Название организации со словоформой Фонд и содержанием сферы деятельности.
  • Юридический и фактический, почтовый и электронные адреса.
  • Описание предмета и целей деятельности.
  • Распорядок управления работой.
  • Структура объединения и надзорные органы.
  • Порядок формирования органов и имущества, назначение должностных лиц и процесс снятия с должности, имеющиеся филиалы и представительства.
  • Внесение изменений в пакет документов.
  • Имущественный вопрос и описание процесса ликвидации.
  • Прочие пункты, прописанные законодательством и не вступающие с ним в противоречия.

Именно благодаря развитию деятельности фондов в наше время общество имеет возможность отказывать полноценную помощь всем, кто нуждается в материальной и моральной поддержке, начиная от государств и вплоть до каждого человека.

Создание субъекта

Для организации добровольного объединения, первичным документом является Протокол собрания с определением целей круга задач. Основной документ фонда – Устав, утвержденный учредителями.

Для регистрации необходимы копии документов граждан и копии регистрационного пакета для фирм и предприятий. Обычно принимается типовая форма Устава, которая по нормативам законодательства содержит основные данные и четко определяет круг задач и комплекс целей.

О том, как создать фонд, расскажет это видео:

Учредители благотворительного фонда: кто может быть?

Благотворительные фонды в современном мире получили широкое распространение. Их популярность вызвана ростом социальной активности граждан. Работа благотворительных фондов, прежде всего, направлена на решение жизненно важных проблем: поддержку социально не защищенных слоев населения (престарелых, матерей – одиночек, детей – отказников), лечение и реабилитацию страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Нередко благотворительные фонды создаются для поддержания жизни неизлечимо больных.

Читать еще:  Что должно быть в вещмешке полицейского

Нормативной базой, регулирующей деятельность благотворительного фонда, является Гражданский кодекс РФ (часть первая); Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 года.

Целью создания благотворительных фондов закон называет исключительно материальное обеспечение общественно полезных проектов: благотворительных, культурных, образовательных, социальных и иных общественно полезных проектов. В связи с этим, участие благотворительного фонда в хозяйственной деятельности носит строго целевой характер, который подчиняется уставным целям и видам деятельности.

Кто может стать учредителем благотворительного фонда?

В качестве учредителей благотворительного фонда закон называет:

  • юридические лица;
  • физические лица.

Физическими лицами учредителями благотворительного фонда могут быть:

  • полностью дееспособные граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации.

Исключение из данного перечня составляют лица, в отношении которых установлены нарушения законодательства РФ, в частности, о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем и финансированию терроризма; законодательства о противодействии экстремистской деятельности и т.д.

В силу прямого указания в законе органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительного фонда.

По своему правовому статусу благотворительный фонд является некоммерческой унитарной организацией. В отличие от корпорации, учредители благотворительного фонда как некоммерческой унитарной организации не становятся его участниками и не имеют прав членства.

Учредители собственно создают организацию – благотворительный фонд. Формируют и утверждают его устав. Делают добровольные имущественные взносы. Проходят процедуру государственной регистрации.

В силу отсутствия прямого запрета в законе, учредители вправе войти в состав органов управления фондом.

Вопрос о порядке формирования органов управления фондом, а также компетенции органов управления решается в законе и уставе фонда.

Закон дает право учредителю выйти из состава учредителей и устанавливает порядок выхода.

Учредители благотворительного фонда вправе выйти из состава учредителей в любое время без согласия остальных учредителей. Для выхода из состава учредителей достаточно направить сведения о выходе в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Правомочия учредителя фонда в случае его выхода из состава учредителей прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Учредитель, вышедший из состава учредителей, обязан направить уведомление об этом фонду в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Вопрос об ответственности учредителя благотворительного фонда в законодательстве решается следующим образом.

Имущество фонда как сказано выше, формируется, в том числе за счет добровольных взносов учредителей.

Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда. Это значит, что имущество, переданное в качестве добровольного взноса, становится собственностью фонда. Действующим имуществом фонда учредители также не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться. Учредители по общему правилу не участвуют в распределении прибыли фонда, а также имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

В связи с этим, взаимная ответственность фонда и его учредителей исключена: учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Сколько учредителей должно быть в фонде

можно через ваш аккаунт в любой социальной сети

Инструкция для восстановления пароля отправлена на

Наверняка им будет интересно, о чем вы пишете

Котировки и цены

Фонды в России: особенности развития и деятельности

Одной из форм некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в нашей стране и во всем мире, являются фонды.

Фондом называется некоммерческая организация, которая создается учредителями с целью материального обеспечения определенных видов деятельности – благотворительной, социально-культурной, образовательной, научной, управленческой.

Одним из главных принципов функционирования фондов является достижение общественной пользы в самых разнообразных ее проявлениях – здравоохранения, защиты их прав и законных интересов наших соотечественников, оказания юридической помощи, разрешения конфликтных ситуаций.

Определение «фонд» приводится в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Следовательно, как и у прочих НКО, основой деятельности фонда не может являться извлечение прибыли, а при ее возникновении доход должен распределяться между участниками фонда.

В качестве учредителей фонда могут выступать как граждане, так и юридические лица. Имущественный комплекс фонда формируется на основе их благотворительных взносов. Материальные средства и активы, переданные фонду его учредителями, становится имуществом некоммерческой организации. Фонды не предполагают членства.

Деятельность фонда имеет строго целевой характер и должна строго соответствовать положениям, заявленным в его основном учредительном документе – уставе. При этом фонд имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать при себе хозяйственные общества, но только в случае если они соответствуют общественно-полезным целям, ради которых фонд был создан. На осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, фонды – так же как и прочие юридические лица – должны получить соответствующее разрешение.

Основные законы, которыми руководствуются фонды при осуществлении деятельности:

  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях».
  • Федеральные законы о фондах отдельных видов (например, Федеральные законы “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и пр.).

С точки зрения организационно-правовой формы фонды являются юридическими лицами и становятся таковыми с момента государственной регистрации. Первым документом, с которого начинается существование фонда, является решение учредителей о его создании. Как правило, фонды создаются без ограничений срока их деятельности. Некоторые фонды со временем развивают более или менее обширную сеть региональных представительств.

Как и у всякого субъекта правового поля, у фонда есть права и обязанности. К числу обязательных требований относится наличие самостоятельного баланса, печати с официальным наименованием, ведение бухгалтерского учета и отчетности и регулярное представление информации о деятельности государственным органам. Кроме того, фонд обязательно должен печатать в средствах массовой информации отчетность об использовании своего имущества.

Учредители фонда

Иногда бывает, что учредители фонда непосредственно участвуют в жизни фонда только на этапе его создания. Напомним, они принимают решение о создании фонда и формируют его учредительный капитал. Случается, что они еще и дают фонду свое имя. В дальнейшем фонд и его учредители не имеют по отношению друг к другу никаких юридических обязательств: учредители не отвечают по обязательствам своего детища, а фонд – не несет ответственности по обязательствам своих учредителей. Никакого касательства не имеет учредитель фонда и к прибыли организации, если таковая возникает.

Тем не менее, учредители часто входят в попечительский совет – специальную структуру, которая осуществляет контроль деятельности фонда, целевым использованием имущества, работой исполнительных органов. Члены совета работают исключительно на добровольных началах.

Число учредителей фонда не ограничено: это может быть и один человек, а может быть и достаточно обширная группа лиц. Однако на протяжении всей деятельности фонда их количество остается неизменным, за исключением случаев, независящих от фонда – например, смерти одного из создателей фонда либо реорганизации юридического лица, выступившего в качестве учредителя.

Хотя Гражданский Кодекс не дает четкой классификации фондов, часто их типы определяются по составу их учредителей. Отсюда различают:

  • Частные фонды. В качестве их учредителей выступает одно юридическое лицо или члены одной семьи. Фонд создается на средства частного лица. Несмотря на богатейшие традиции благотворительности в России, как таковые частные фонды в нашей стране стали появляться только в конце 90-х годов. Среди наиболее известных стоит назвать фонд «Вольное дело» Олега Дерепаски, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Тимченко. Часто фонды такого типа не реализуют социальные проекты самостоятельно, являются учредителями специальных грантов для общественных организаций, университетов и пр.
  • Корпоративные фонды. В качестве их учредителей выступают юридические лица – отдельные компании или объединения. Чаще всего создателем фонда является одна корпорация. Такие фонды создаются на средства компаний. Перечисление денежных средств производится от ежегодной прибыли компании либо материнская компания формирует капитал фонда. Часто деятельность корпоративного фонда является продолжением социальной миссии компании и содействует укреплению имиджа социально-отвественного бизнеса.
  • Общественные фонды, учрежденные группой лиц или общественных объединений. Эта форма общественного объединения так же не предполагает членства. Обычно общественные фонды занимаются сбором и накоплением денежных средств – взносов и пожертвований – с целью их дальнейшего распределения на решение общественно-значимых задач. Наиболее распространены общественные благотворительные фонды.
  • Государственные фонды. Как и следует из названия, фонды финансируются из государственного бюджета. Примером может служить Российский фонд фундаментальных исследований, который занимается поддержкой научно-исследовательской деятельности. Фонды такого типа имеют узкую направленность и занимаются распределением грантов на реализацию деятельности в соответствии со своим направлением деятельности.
  • Муниципальные фонды. Они создаются по решению органа местного самоуправления с целью эффективного использования финансовых ресурсов муниципалитетов. Например, сейчас достаточно распространены муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.Представленная классификация не означает, что фонды могут быть представлены исключительно «в чистом виде». Часто состав учредителей бывает смешанным, и тогда можно говорить, например, о государственно-общественных фондах и т.п.

Органы управления фондом

Как уже упоминалось, обязательной структурой фонда является попечительский совет. Помимо него у фонда есть высший орган управления фондом – Совет фонда. Он определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации и обеспечивает контроль над соблюдением целей создания фонда. Постоянно действующий коллегиальный орган фонда утверждает годовой баланс и финансовую отчетность, принимает решение о создании отделений и представительств некоммерческой организации в других городах и регионах. Исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным. К его компетенции относятся текущие рабочие моменты и оперативное управление работой фонда.

Читать еще:  Старший методист должностная инструкция

Государственные внебюджетные фонды

В России функционируют около 30 внебюджетных государственных фондов экономической и социальной направленности. Бюджет фондов формируется за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц и осуществляют перераспределение национальных доходов в интересах граждан. К крупнейшим внебюджетным фондам относятся:

– Фонд социального страхования Российской Федерации;

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

– Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
– Федеральный экологический фонд и др.

Регистрация фонда: пошаговая инструкция в 2020 году

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей. Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Для фонда характерно:

  • отсутствие членства;
  • отсутствие уставного капитала;
  • добровольные имущественные взносы;
  • ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
  • осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
  • отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).

Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.

В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей:

  • культурной;
  • социальной;
  • благотворительной;
  • образовательной.

Виды и особенности

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в ценные бумаги и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд, в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса регистрации юридического лица).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

  • устав;
  • учредительный договор.

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка, заполнение и подписание требуемых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Нотариальная заверка заявления о регистрации.
  4. Подача пакета документов в местный уполномоченный орган Министерства юстиции.
  5. Принятие решения органом регистрации.
  6. Выдача документов, являющихся официальным подтверждением о государственной регистрации.

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, код ОКВЭД в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — ОГРН, ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины.

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Сложности

Зарегистрировать фонд — процесс сложный и долгий, и не каждый сможет успешно выполнить эту задачу. Основная сложность заключается в том, что регистрацию НКО осуществляет Министерство Юстиции, которое регулярно меняет регламент. По статистике, большинство отказов происходят из-за несоответствия подаваемых документом установленным нормативам или ошибок, допущенных при оформлении документов.

Кроме того, повышенные требования предъявляются и к юридическому адресу регистрируемого фонда, а этому не всегда уделяется должное внимание. Несмотря на все сложности, ежегодно в нашей стране регистрируется большое количество фондов и некоммерческих организаций, и единственная возможность избежать отказа — тщательно проверять документы на соответствие установленным Министерством Юстиции нормативам.

Дополнительную информацию по регистрации фонда можно узнать в данном видео.

Источники:

http://gazeta-status.ru/article.php?id=94
http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/yuridicheskie-litsa/vidy-subektov/fond.html
http://rosco.su/consult/uchrediteli_blagotvoritelnogo_fonda/
http://utmagazine.ru/posts/7851-fond
http://znaybiz.ru/forma/ooo/procedura/registraciya-fonda.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: