Выслуга лет в мо рф гражданский персонал
Актуальные вопросы исчисления стажа непрерывной работы (выслуги лет) для материального стимулирования гражданского персонала в воинских частях (военных организациях) Вооруженных Сил Российской Федерации (на примере из практики) (Ломакина Т.В.)
Дата размещения статьи: 20.04.2016
Выплаты за стаж непрерывной работы или за выслугу лет являются наиболее распространенным видом стимулирующих выплат, применяемым практически во всех государственных учреждениях, в том числе и воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
При определении права на получение надбавки существенное значение имеют правила определения стажа трудовой деятельности (выслуги лет) работника в воинских частях и других организациях в предшествующие периоды времени. При переходе на новые системы оплаты труда некоторыми федеральными органами государственной власти данный вопрос в соответствующих нормативных актах был разработан детально и подробно. Прежде всего, это относится к силовым ведомствам – Министерству обороны Российской Федерации (размеры, порядок исчисления стажа и выплаты указанной выше надбавки изложены в Приказе Министра обороны Российской Федерации “О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583” от 23 апреля 2014 г. N 255 ), Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и др.
——————————–
Вопросы выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу воинских частей рассматривались в работах: Ковалев В.И. Новая система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 1. С. 27 – 28; Ковалев В.И. Актуальные вопросы оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 4. С. 21 – 23.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Их размеры и условия выплаты устанавливаются, как правило, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принятыми в учреждении Министерства обороны Российской Федерации, воинской части в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств.
На выплаты стимулирующего характера также могут быть направлены средства, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от приносящей доход деятельности, указанной в Общем положении (уставе) учреждения, в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Процесс подсчета стажа непрерывной работы (выслуги лет) и установления надбавок является весьма трудоемким, а ошибки могут послужить основанием для возникновения трудовых споров. Для определения стажа непрерывной работы (выслуги лет) в воинских частях и организациях, руководители которых наделены правом приема на работу и увольнения с работы гражданского персонала, приказами командиров воинских частей (руководителей организаций) создаются комиссии. Основным документом для определения стажа является трудовая книжка, а для граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, – военный билет.
Вместе с тем на практике часто возникают спорные ситуации, связанные с подсчетом стажа, которые требуют анализа и разрешения. Рассмотрим их на следующем примере.
С 2013 г. гр-ка С. трудится в войсковой части 00000 в должности старшего электромеханика. Согласно протоколу заседания комиссии воинской части по установлению стажа работы, дающего гражданскому персоналу воинских частей право на получение стимулирующей выплаты за выслугу лет, ей установлена выслуга в 13 лет 2 месяца и двадцать два дня, которые дают ей право на получение стимулирующей выплаты в 30%. Не согласившись с размером выплаты и полагая, что она имеет право на выплату за выслугу лет в 40%, С. обратилась с жалобой в военную прокуратуру.
В обоснование своей жалобы С. указала, что ей необоснованно не включили в выслугу лет время работы в НИЭМИ, ЦНИИ “Электроника” и НИИ “Восход”, в общей сложности более 18 лет, которые были учтены при установлении надбавки за выслугу лет при прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что указанные организации в состав Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в которых законодательством предусмотрена либо была предусмотрена военная служба, не входили.
Из трудовой книжки С. усматривается, что ее выслуга (включая работу, службу, государственную гражданскую службу в таможенных органах) составляет около 13 лет, остальное время работы (около 20 лет) входит в общий трудовой стаж С.
Вместе с тем по предыдущему месту работы С. в таможенных органах комиссией со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям” от 2 февраля 1998 г. N 103, Федеральный закон “О службе в таможенных органах” от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ ей согласно расчету стажа государственной гражданской службы для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет в органах Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 21 июля 2007 г. зачтено 33 года 4 месяца 9 дней. Действительно, указанными нормативными правовыми актами для работников таможенных органов предусмотрена возможность зачета практически всей трудовой деятельности работника в выслугу лет, которая дает им право и на получение надбавки за выслугу лет в период работы, и пенсии за выслугу лет после увольнения.
Таким образом, можно утверждать, что в разных федеральных органах исполнительной власти существует различный подход к зачету времени предшествующей работы в стаж для выплаты надбавки за выслугу лет.
В Министерстве обороны Российской Федерации вопросы выплаты процентной надбавки за выслугу лет на момент обжалования гражданкой С. решения комиссии воинской части 00000 об установлении ей процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% были урегулированы Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 (утратил силу 26 июля 2014 г.).
В соответствии с п. 73 названного выше Положения (идентичен ныне действующему порядку) в стаж работы, дающий право на получение процентной надбавки, включаются периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, засчитываемые в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации” от 19 ноября 2007 г. N 1532.
Так, периоды замещения должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом “О службе в таможенных органах Российской Федерации” от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, подлежат зачету в стаж государственной гражданской службы на основании п. 11 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532.
Периоды службы в таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы, подлежат зачету в стаж государственной гражданской службы в соответствии с п. 21 названного Перечня.
Указанные периоды С. включены в выслугу лет, дающую право на получение стимулирующей выплаты. Поэтому С. правомерно комиссией воинской части были зачтены периоды службы (работы) С. на различных должностях (в том числе и государственной гражданской службы) в таможенных органах.
Вместе с тем включение периодов учебы в высшем учебном заведении, работы на различных должностях на предприятиях, в учреждениях, организациях министерств и ведомств СССР названным Указом Президента Российской Федерации в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет не предусмотрено.
Предприятия, на которых трудилась С., не относились и не относятся к Министерству обороны СССР и Министерству обороны Российской Федерации.
Помимо изложенного, следует отметить, что исчисление выслуги лет для оформления и получения надбавки во время прохождения службы сотрудником таможенных органов, замещения им должностей, которые подлежали зачету в стаж государственной гражданской службы и в период после увольнения из таможенных органов и работы по трудовому договору в воинской части, входящей в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, в силу норм приведенного выше действующего законодательства не является идентичным.
Таким образом, С. комиссией воинской части 00000 по установлению стажа работы, дающего гражданскому персоналу воинских частей право на получение стимулирующей выплаты, законно установлена выслуга в 13 лет 2 месяца и двадцать два дня, которые дают ей право на получение стимулирующей выплаты в 30%.
Библиографический список
1. Ковалев В.И. Новая система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2009. N 1. С. 27 – 28.
2. Ковалев В.И. Оплата труда гражданского персонала. Комментарии и разъяснения. М.: За права военнослужащих, 2009. Вып. 102.
3. Ковалев В.И. Актуальные вопросы оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2011. N 4. С. 21 – 23.
Расчет выслуги лет военнослужащего
Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.
Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет
Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.
На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .
Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.
Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.
Исчисление выслуги лет военнослужащих
Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.
Входит ли учеба в военном училище
Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .
Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.
Служба в особых условиях
Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.
При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:
1. Один месяц военной службы за два месяца — военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:
- на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
- на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
- на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).
Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).
Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:
- пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
- отбывание ареста;
- самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.
Перечень дополнительных периодов
Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:
- в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
- в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;
- граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
- граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
- граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
- Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
- Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
- работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
- в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
- в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
- нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;
- безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.
Влияние выслуги на пенсионное обеспечение
Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.
Приказ Министра обороны РФ от 10.06.2008 N 328 (ред. от 30.03.2013) “О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 408” (вместе с “Положением об исчислении стажа работы гражданского персонала федерального государственного учреждения “Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих” для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет”) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2008 N 11960)
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 июня 2008 г. N 328
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ИЮНЯ 2007 Г. N 408
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 408 “О некоторых вопросах оплаты труда гражданского персонала федерального государственного учреждения “Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3295) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об исчислении стажа работы гражданского персонала федерального государственного учреждения “Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих” для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет.
2. Утратил силу. – Приказ Министра обороны РФ от 30.03.2013 N 240.
к Приказу Министра обороны
от 10 июня 2008 г. N 328
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СТАЖА РАБОТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ “ФЕДЕРАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ” ДЛЯ ВЫПЛАТЫ
ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок зачета периодов работы гражданского персонала учреждения, включаемых в стаж работы, дающий право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет.
2. Право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет имеют все лица из числа гражданского персонала, содержащиеся по штату учреждения и примечаниям к нему, в том числе принятые на работу по совместительству.
3. Стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, дающий право на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет, исчисляется год за год.
II. Исчисление стажа работы, дающего право
на получение надбавки
4. В общий стаж работы, дающий право на получение надбавки, включаются:
1) время работы в учреждении и его филиалах (представительствах);
2) время работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы охраны Российской Федерации и бывшего СССР (в том числе когда эти войска (органы) именовались по-другому), других министерств и ведомств Российской Федерации и бывшего СССР, в которых законодательством предусмотрена либо была предусмотрена военная служба, независимо от причины увольнения и длительности перерывов в работе, за исключением периодов работы, которые оговорены в настоящем Положении особо;
3) время работы (государственной гражданской службы):
в Администрации Президента Российской Федерации, аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, аппарате Совета Обороны Российской Федерации, аппаратах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Верховного Совета Российской Федерации), аппаратах Правительства Российской Федерации (Совета Министров – Правительства Российской Федерации), государственных органов Правительства Российской Федерации, государственных органов при Правительстве Российской Федерации;
в центральных органах военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, органах военного управления родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации, других федеральных органах государственной власти и их аппаратах, государственных органах федеральных органов исполнительной власти и государственных органах при федеральных органах исполнительной власти;
в управлениях военных округов, флотов, групп войск, армий, флотилий и приравненных к ним органах военного управления, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, межгосударственных органах управления государств – участников Содружества Независимых Государств;
в Управлении делами Президента Российской Федерации, Медицинском центре Управления делами Президента Российской Федерации (Медицинском центре при Правительстве Российской Федерации);
в Аппарате Конституционного Суда Российской Федерации, аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, районного суда, военного суда, аппаратах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, федерального арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
в аппаратах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокуратуры города (района), военной прокуратуры;
в аппаратах Счетной палаты Российской Федерации (Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации), Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;
в военных комиссариатах республик, краев, областей (автономной области, автономного округа), городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов (без районного деления) и объединенных военных комиссариатах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;
в Департаменте полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации и полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации;
в органах местного самоуправления;
4) время работы по 31 декабря 1991 г.:
в Аппарате Президента СССР, аппаратах президентов союзных республик;
в Верховном Совете СССР и Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся);
в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления при них, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик, исполнительных комитетах краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);
в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах на территории СССР, дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом, Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, иных международных организациях, в которых граждане бывшего СССР представляли интересы государства;
в Советах народного хозяйства всех уровней, Комитете конституционного надзора СССР, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, органах государственного арбитража, судах и органах прокуратуры СССР;
5) время работы в аппарате:
профсоюзных органов всех уровней (до 31 декабря 1991 г.), а также на освобожденных выборных должностях этих органов;
партийных органов всех уровней (до 14 марта 1990 г.), а также на освобожденных выборных должностях этих органов;
органов государственной власти на выборных должностях на постоянной основе;
6) время работы в качестве освобожденных работников профсоюзных организаций в аппарате органов государственной власти;
7) время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, сохранялось место работы.
В стаж работы, дающий право на получение надбавки, не включается время работы, указанное в подпунктах 1 – 6 пункта 4 настоящего Положения, в случае, если работник был уволен за виновные действия;
8) периоды службы в органах внутренних дел, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, органах уголовно-исполнительной системы, органах прокуратуры;
9) в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие периоды военной службы:
в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности и других воинских формированиях СССР;
в воинских частях государств – участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедших на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации;
в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях;
с 1 марта 1993 г.:
военной службы по контракту;
военной службы по призыву;
до 1 марта 1993 г.:
действительной военной службы.
Продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы;
10) время военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах и засчитывается из расчета один день военной службы за один день работы, а военной службы по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы;
11) время действительной срочной военной службы граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств – участников Содружества Независимых Государств и в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и засчитывается как военная служба по призыву;
12) срок военной службы, исчисляемый со дня начала военной службы в установленном порядке;
13) военная служба при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, – независимо от продолжительности перерыва.
Периоды работы (службы) в соответствии с настоящим Положением суммируются.
5. На основании решения Министра обороны Российской Федерации в стаж работы, дающий право на установление надбавки, в порядке исключения могут включаться иные периоды работы, не предусмотренные настоящим Положением, опыт и знания по которой необходимы для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности.
Ходатайства о включении указанных периодов работы в стаж работы, дающий право на получение надбавки, представляются Министру обороны Российской Федерации руководителем учреждения через заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе с обоснованием этой необходимости и приложением соответствующих подтверждающих документов.
Судебная практика и законодательство — Приказ Министра обороны РФ от 10.06.2008 N 328 (ред. от 30.03.2013) “О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 408” (вместе с “Положением об исчислении стажа работы гражданского персонала федерального государственного учреждения “Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих” для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет”) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2008 N 11960)
Стаж работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет исчислять в соответствии с Положением об исчислении стажа работы гражданского персонала федерального государственного учреждения “Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих” для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 328 “О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 408” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июля 2008 г., регистрационный N 11960);
Выслуга лет в мо рф гражданский персонал
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 марта 2001 года N 90
Об упорядочении условий оплаты труда гражданского
персонала отдельных органов Министерства обороны
Российской Федерации
(с изменениями на 30 января 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобороны России от 5 марта 2003 года N 81 (Российская газета, N 70, 12.04.2003);
приказом Минобороны России от 31 октября 2003 года N 380 (Российская газета, N 257, 23.12.2003) (изменения вступили в силу с 1 октября 2003 года);
приказом Минобороны России от 13 марта 2006 года N 119 (Российская газета, N 86, 25.04.2006);
приказом Минобороны России от 29 января 2007 года N 33 (Российская газета, N 75, 11.04.2007);
приказом Минобороны России от 15 февраля 2007 года N 70 (Российская газета, N 91, 28.04.2007) (изменения вступили в силу с 1 января 2007 года);
приказом Минобороны России от 11 декабря 2007 года N 517 (Российская газета, N 22, 02.02.2008) (изменения вступили в силу с 1 декабря 2007 года);
приказом Минобороны России от 30 апреля 2008 года N 269 (Российская газета, N 128, 18.06.2008) (изменения вступили в силу с 1 февраля 2008 года);
приказом Минобороны России от 28 октября 2008 года N 540 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 4, 26.01.2009) (изменения вступили в силу с 1 октября 2008 года);
приказом Минобороны России от 2 ноября 2009 года N 1205 (Российская газета, N 250, 25.12.2009);
приказом Минобороны России от 31 августа 2012 года N 2625 (Российская газета, N 221, 26.09.2012) (изменения вступили в силу с 1 октября 2012 года);
приказом Минобороны России от 17 декабря 2013 года N 915 (Российская газета, N 51, 05.03.2014) (изменения вступили в силу с 1 октября 2012 года);
приказом Минобороны России от 30 января 2018 года N 44 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.03.2018, N 0001201803010040) (изменения вступили в силу с 1 января 2018 года).
____________________________________________________________________
Размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, согласованные с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу);
____________________________________________________________________
С 1 октября 2003 года должностные оклады гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом, повышены в 1,11 раза – приказ Минобороны России от 31 октября 2003 года N 380.
С 1 января 2007 года размеры должностных окладов лиц гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом и повышенные на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 380, повышены в 1,1 раза – приказ Минобороны России от 15 февраля 2007 года N 70.
С 1 декабря 2007 года размеры должностных окладов лиц гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом и повышенные на основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 380 и от 15 февраля 2007 года N 70, повышены в 1,15 раза – приказ Минобороны России от 11 декабря 2007 года N 517.
С 1 февраля 2008 года размеры должностных окладов лиц гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом и повышенные на основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 380, от 15 февраля 2007 года N 70 и от 11 декабря 2007 года N 517, повышены в 1,09 раза – приказ Минобороны России от 30 апреля 2008 года N 269.
С 1 октября 2008 года размеры должностных окладов лиц гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом и повышенные на основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 380, от 15 февраля 2007 года N 70 и от 11 декабря 2007 года N 517, от 30 апреля 2008 года N 269, повышены в 1,09 раза – приказ Минобороны России от 28 октября 2008 года N 540;
С 1 октября 2012 года размеры должностных окладов лиц гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом и повышенные на основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 380, от 15 февраля 2007 года N 70 и от 11 декабря 2007 года N 517, от 30 апреля 2008 года N 269, от 28 октября 2008 года N 540, повышены в 1,06 раза – приказ Минобороны России от 31 августа 2012 года N 2625.
С 1 октября 2013 года размеры должностных окладов лиц гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом и повышенные на основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 380, от 15 февраля 2007 года N 70 и от 11 декабря 2007 года N 517, от 30 апреля 2008 года N 269, от 28 октября 2008 года N 540, от 31 августа 2012 года N 2625, повышены в в 1,055 раза – приказ Минобороны России от 17 декабря 2013 года N 915.
С 1 января 2018 года размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденныенастоящим приказом и повышенные на основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 380, от 15 февраля 2007 года N 70 и от 11 декабря 2007 года N 517, от 30 апреля 2008 года N 269, от 28 октября 2008 года N 540, от 31 августа 2012 года N 2625, от 17 декабря 2013 года N 915, повышены в 1,04 раза – приказ Минобороны России от 30 января 2018 года N 44.
____________________________________________________________________
Положение об исчислении стажа работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет, согласованное с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу);
Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу);
Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 4 к настоящему приказу).
2. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим войсками военных округов, флотами, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, руководителям отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации:
а) выплачивать с 1 января 2001 года гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации:
должностные оклады в размерах, утвержденных настоящим приказом, с соблюдением среднего фонда штатно-должностных окладов;
ежемесячную надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада в соответствии с утвержденным настоящим приказом Положением (абзац в редакции, введенной в действие с 23 апреля 2003 года приказом Минобороны России от 5 марта 2003 года N 81;
ежемесячную надбавку за выслугу лет к должностному окладу в следующих размерах:
Процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим. Зарплата военнослужащих
В России военнослужащим по составленному контракту платится ежемесячная заработная плата. Работникам этой сферы положены и дополнительные выплаты. Одной из них является процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим. Также у них есть множество льгот, которые не предоставляются людям других профессий.
Из чего состоит денежное довольствие?
Зарплата состоит из 2 частей. В первую входит оклад, который зависит от должности и звания. Даже рядовой не может получать меньше 15 000 рублей. У офицеров оплата значительно больше, но все зависит от стажа, уровня опасности работы и других факторов.
Зарплата военнослужащих имеет вторую часть – дополнительные выплаты. Их особенность состоит в том, что выплачивается только некоторым категориям работников. Обычно требуется выполнить какие-либо условия. Расчет дополнительных выплат устанавливается в процентах, но иногда он рассчитывается в окладах.
Виды надбавок
Вторая часть зарплаты может состоять из следующих видов надбавок:
- процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим: если служба в армии длится больше 24 месяцев, то начинаются эти виды выплат, со временем они увеличиваются;
- за квалификацию: требуется подтверждение профессионализма, а для этого необходимо прохождение испытаний;
- деятельность с государственной тайной: ее выплачивают офицеру, который прошел проверку ФСБ, а также получил необходимый уровень доступа;
- за особые заслуги: закон о военнослужащих включает сведения о категориях сотрудников, кому положены дополнительные выплаты;
- за опасную деятельность, связанную с риском для жизни и здоровья: водолазная работа, учения, прыжки с парашютом;
- достижения по службе: профильные министры сами устанавливают условия, размер и правила предоставления надбавок, еще она имеет название «персональная надбавка»;
- добросовестная служба: равна 3 окладам в год;
- материальная помощь: предоставляется 1 раз в год в виде оклада.
Также офицерам предоставляются поощрения при получении госнаград, при службе в тяжелом климате, на Крайнем Севере, в других странах. Каждая надбавка к окладу служит для стимулирования служащих к эффективной работе.
Выслуга лет
Довольствие военнослужащих включает надбавку, которая рассчитывается в процентах от оклада. На ее размер влияет срок службы в конкретной структуре, а также в их совокупности. От этого зависит размер всей зарплаты.
Таким образом, процент прибавляется к окладу, а к итоговой сумме может прибавляться районный коэффициент района РФ, например, из-за службы в Дальневосточном округе. Надбавкой считается премия, и потом высчитывается подоходный налог.
Расчет надбавки
Процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим такая же, как для сотрудников МВД. Но она отличается от положенной для гражданского персонала. Закон о военнослужащих гласит, что надбавка рассчитывается от стажа:
- если работа продолжается 2-5 лет, то прибавляется 10%;
- 5-10 лет – 15%;
- 10-15 лет – 20%;
- 15-20 лет – 25%;
- 20-25 лет – 30%;
- от 25 лет – 40%.
Процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим определяется обязанностями, местностью осуществления службы. Для работников летных организаций, входящих в экипаж, вертолеты, если они принимают участие в испытаниях, 1 месяц засчитывается за 2.
Особое начисление надбавки имеют другие военнослужащие. К примеру, если работа связана с прыжками с парашютом, то 1 месяц идет за 1,5. Это же относится к военным, которые связаны с боевыми кораблями, катерами. На основе этих правил и рассчитывается зарплата военнослужащих.
Особенности пенсии военных
Надбавки положены не только работающим военнослужащим, но и пенсионерам. При расчете пособия учитывается выслуга лет, а также полученные травмы. На основе законодательства определяется возраст, когда положено получать пенсию:
- 45 лет – женщинам;
- 50 – рядовому составу;
- 55 – капитанам;
- 60 – среднему генералитету;
- 65 – высшему командному составу.
Чтобы выйти на пенсию, необходимо проработать 20 лет. Пособие определено в следующих размерах:
- если выслуга 25 лет, то насчитывается 50% от оклада;
- за каждый год больше 25 лет начисляется 3%;
- общая сумма не может быть больше 85%.
Расчет пенсии военным на основе законодательства может устанавливаться и другими способами:
- если есть гражданский стаж, то к 50% добавляется 1% за год;
- при инвалидности начисляется 85% от оклада;
- если инвалидность появилась из-за болезни, то пенсия будет составлять 75% от оклада;
- семьям военнослужащих, если те погибли при военных действия, – 40%, а когда гибель не связана с этими событиями, то 30%.
В расчете учитывают ежегодную индексацию, которая утверждается президентом страны. Получается, что пенсия военных достаточно высокая по сравнению с гражданским персоналом.
Другие льготы для военнослужащих
В России военные считаются особой категорией граждан, поскольку им предоставляется много дополнительных льгот:
- жилье: выдается жилье на период военной службы, а также для постоянного проживания;
- образование: в период военной службы, а также после нее появляются преимущества зачисления в образовательные учреждения;
- медицинские услуги: военным, а также членам семьи предлагается бесплатно пользоваться медицинскими и реабилитационными услугами в санаториях;
- продовольствие и вещи: отдельным категориям сотрудников выдается продовольственный паек, а вещевое обеспечение предполагает выдачу полевого обмундирования;
- бесплатный проезд: военные могут отправляться в отпуск каждый год, а также в командировку, до нового места работы, не оплачивая это;
- пенсия: по сравнению с гражданскими, военные могут выходить на пенсию с 45 лет, если есть стаж 20 лет;
- страхование жизни и здоровья: в случае смерти при исполнении работы военного семье выдается 3 млн. рублей.
С увольнением, если сотрудник признан непригодным к работе или при травме, выдается 2 млн. рублей. Благодаря такому количеству льгот многие выбирают именно военную службу.
Преимущества и недостатки работы военнослужащего по контракту
При желании поступления на военную службу необходимо ознакомиться с плюсами и минусами работы. Это позволит сделать правильный выбор:
- это трудоустройство выгодное, особенно если в поселках и деревнях отсутствует престижная работа;
- предоставляется социальный пакет, льготы, стабильная оплата труда, что предлагается не на всех работах;
- служба в ВС РФ сравнима с обычной, поэтому отличается от срочной, где есть много ограничений.
К минусам относят:
- риск здоровьем;
- жизнь по уставу;
- психологически сложная работа;
- командировки, жизнь в полевых условиях.
Как видно из расчетов, военные получают высокий доход, а также пенсию. Работа является перспективной, ведь ни в какой другой профессии не предоставляется столько привилегий.
Источники:
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/16385
http://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5c39438c7cfae500aa85b6f2
http://legalacts.ru/doc/prikaz-ministra-oborony-rf-ot-10062008-n/
http://docs.cntd.ru/document/901783203
http://fb.ru/article/280979/protsentnaya-nadbavka-za-vyislugu-let-voennoslujaschim-zarplata-voennoslujaschih