Срок действия приказов
Срок действия приказов
Если в приказе не указан срок действия делегирования права подписи, как его определить?
По доверенностям управляются исключительно организации, которые создаются в организационно-правовой форме товарищества на вере (ст. 84 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).
В организациях других организационно-правовых форм, как коммерческих, так и некоммерческих, создается (избирается или назначается собранием участников, советом директоров или правлением) орган управления или единоличный исполнительный орган, которым является руководитель организации. В соответствии с действующим законодательством и на основании устава организации (или положения) руководитель отвечает за организацию системы управления, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации, и утверждает штатное расписание. Именно такие полномочия закреплены в настоящее время в уставах большинства действующих организаций.
В обычаях гражданского и делового управленческого оборота давно закрепилось понимание, что приказ является правовым актом, который издается руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для решения и основных, и оперативных вопросов деятельности организации. В приказе устанавливаются внутренние нормы и правила организации, он является, прежде всего, внутренним распорядительным документом. А срок действия приказа как правового акта – до его отмены, признания утратившим силу или до внесения в него изменений и дополнений (это общее правило юридической техники).
Руководитель имеет полномочия издавать приказы в рамках оперативного самоуправления организации, он устанавливает нормы и правила поведения в рамках реализации стратегии и политики организации, управления персоналом и другими ресурсами, утверждает планы и итоги их выполнения, вводит в действие новые технологии, стандарты, правила, регламентирующие производство, сбыт, оказание услуг и т.п. виды деятельности, соответствующие уставу организации. Во внешней среде сам руководитель имеет право действовать без доверенности, в т.ч. представлять все интересы организации и совершать сделки.
Свои полномочия он может делегировать своим заместителям или руководителям структурных подразделений, в том числе право издания приказов и распоряжений, но только по оперативным вопросам и в рамках тех направлений деятельности, за которые отвечают или которые «курируют» данные руководители, право подписания счетов, счетов-фактур, право удостоверения копий и выписок из документов организации и т.п.
Пожалуйста, не путайте систему принятия решений, в которой приказ является основным результатом, с системой делегирования полномочий, в которой выделяются 2 аспекта:
- полномочия в рамках организации (на основании приказа) и
- представление интересов перед третьими лицами, т.е. во внешней среде, на основании доверенностей (ст. 185 ГК РФ)1.
Делегирование полномочий обычно устанавливается в одном из «главных» приказов руководителя организации – «О распределении зон ответственности между заместителями генерального директора» / «Об утверждении зон ответственности заместителей генерального директора и руководителей структурных подразделений».
В распорядительной части такого приказа вместе с утверждением перечня направлений деятельности организации, которые закрепляются за заместителями (с указанием их должностей и Ф.И.О.), обычно предоставляются полномочия:
- представлять на основании доверенности интересы организации перед любыми государственными органами, органами местного самоуправления, иными юридическими лицами и физическими лицами;
- заключать и расторгать от имени организации на основании доверенностей и в пределах установленных лимитов договоры и сделки, дополнительные соглашения к ним, а также подписывать иные документы в процессе их исполнения:
- о приобретении товаров, работ, услуг в целях обеспечения закрепленных направлений деятельности организации,
- о предоставлении клиентам и контрагентам товаров и услуг, производимых организацией;
- заключать на основании доверенности трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним с кандидатами на должности и сотрудниками подчиненных подразделений, подписывать документы в процессе их исполнения, утверждать должностные инструкции;
- издавать распоряжения и утверждать распоряжениями локальные нормативные акты в рамках деятельности подчиненных подразделений.
Приказ руководителя с подобным примерным текстом может действовать достаточно долго (например, 3 года при стабильном руководящем составе) или, по крайней мере, до его отмены или внесения изменений. А вот на основании данного приказа доверенности заместителям генерального директора могут переоформляться и выдаваться хоть ежегодно.
Сноски
Доверенность, действительно, при отсутствии в ней конкретного срока действия будет в силе в течение 1 года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ). Вернуться назад
Если в приказе не указан срок действия делегирования права подписи, как его определить?
По доверенностям управляются исключительно организации, которые создаются в организационно-правовой форме товарищества на вере (ст. 84 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).
В организациях других организационно-правовых форм, как коммерческих, так и некоммерческих, создается (избирается или назначается собранием участников, советом директоров или правлением) орган управления или единоличный исполнительный орган, которым является руководитель организации. В соответствии с действующим законодательством и на основании устава организации (или положения) руководитель отвечает за организацию системы управления, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации, и утверждает штатное расписание. Именно такие полномочия закреплены в настоящее время в уставах большинства действующих организаций.
В обычаях гражданского и делового управленческого оборота давно закрепилось понимание, что приказ является правовым актом, который издается руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для решения и основных, и оперативных вопросов деятельности организации. В приказе устанавливаются внутренние нормы и правила организации, он является, прежде всего, внутренним распорядительным документом. А срок действия приказа как правового акта – до его отмены, признания утратившим силу или до внесения в него изменений и дополнений (это общее правило юридической техники).
Руководитель имеет полномочия издавать приказы в рамках оперативного самоуправления организации, он устанавливает нормы и правила поведения в рамках реализации стратегии и политики организации, управления персоналом и другими ресурсами, утверждает планы и итоги их выполнения, вводит в действие новые технологии, стандарты, правила, регламентирующие производство, сбыт, оказание услуг и т.п. виды деятельности, соответствующие уставу организации. Во внешней среде сам руководитель имеет право действовать без доверенности, в т.ч. представлять все интересы организации и совершать сделки.
Свои полномочия он может делегировать своим заместителям или руководителям структурных подразделений, в том числе право издания приказов и распоряжений, но только по оперативным вопросам и в рамках тех направлений деятельности, за которые отвечают или которые «курируют» данные руководители, право подписания счетов, счетов-фактур, право удостоверения копий и выписок из документов организации и т.п.
Пожалуйста, не путайте систему принятия решений, в которой приказ является основным результатом, с системой делегирования полномочий, в которой выделяются 2 аспекта:
- полномочия в рамках организации (на основании приказа) и
- представление интересов перед третьими лицами, т.е. во внешней среде, на основании доверенностей (ст. 185 ГК РФ) 1 .
Делегирование полномочий обычно устанавливается в одном из «главных» приказов руководителя организации – «О распределении зон ответственности между заместителями генерального директора» / «Об утверждении зон ответственности заместителей генерального директора и руководителей структурных подразделений».
В распорядительной части такого приказа вместе с утверждением перечня направлений деятельности организации, которые закрепляются за заместителями (с указанием их должностей и Ф.И.О.), обычно предоставляются полномочия:
- представлять на основании доверенности интересы организации перед любыми государственными органами, органами местного самоуправления, иными юридическими лицами и физическими лицами;
- заключать и расторгать от имени организации на основании доверенностей и в пределах установленных лимитов договоры и сделки, дополнительные соглашения к ним, а также подписывать иные документы в процессе их исполнения:
- о приобретении товаров, работ, услуг в целях обеспечения закрепленных направлений деятельности организации,
- о предоставлении клиентам и контрагентам товаров и услуг, производимых организацией;
- заключать на основании доверенности трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним с кандидатами на должности и сотрудниками подчиненных подразделений, подписывать документы в процессе их исполнения, утверждать должностные инструкции;
- издавать распоряжения и утверждать распоряжениями локальные нормативные акты в рамках деятельности подчиненных подразделений.
Приказ руководителя с подобным примерным текстом может действовать достаточно долго (например, 3 года при стабильном руководящем составе) или, по крайней мере, до его отмены или внесения изменений. А вот на основании данного приказа доверенности заместителям генерального директора могут переоформляться и выдаваться хоть ежегодно.
Сноски
Доверенность, действительно, при отсутствии в ней конкретного срока действия будет в силе в течение 1 года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ). Вернуться назад
Срок хранения приказов по основной деятельности
Классификация приказов
Приказ — это распорядительный документ, который подписывает руководитель компании. Директор обозначает задачу и устанавливает способ контроля за ее выполнением. Обязанность делопроизводителя — организовать хранение этих распоряжений. Чтобы определить, сколько хранятся приказы по основной деятельности, необходимо разобраться, что именно к ним относится.
Виды определены в Приказе Минкульта РФ N 558 от 25.08.2010 — это распоряжения:
- по личному составу;
- по административно-хозяйственным вопросам;
- по основной (профильной) деятельности.
Иногда бывает сложно понять, какой документ к какому виду отнести. Для объяснения воспользуемся методом «от противного».
Формулировка «по личному составу» вопросов не вызывает. Это документы кадрового делопроизводства. Ответственные за их ведение и хранение — сотрудники отдела персонала. Хранить кадровикам их придется 75 лет, а часть документов подлежит хранению постоянно.
Разберемся, чем отличаются друг от друга два оставшихся, схожих на первый взгляд, определения. В упомянутом выше нормативном документе №558 есть абзац, который определяет административно-хозяйственные вопросы. Опираясь на этот перечень, легко можно классифицировать и распоряжения руководителя. Итак, к административно-хозяйственным вопросам относятся:
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- эксплуатация зданий, помещений;
- транспортное обслуживание, внутренняя связь;
- обеспечение безопасности организации.
Распоряжения, которые содержат в себе перечисленные темы, делопроизводитель будет хранить 5 лет.
А вот четкого перечня вопросов по профильной деятельности нет. Это указания, которые касаются стратегических организационных решений. Если тема не является административной и не затрагивает проблемы кадрового состава, то, методом исключения, относим ее к основной.
Хранить документы разных видов рекомендуется раздельно.
Сроки ознакомления с приказом по основной деятельности
Все работники, которые в документе перечислены по именам или должностям, те, кому поручено исполнение распоряжения, должны быть ознакомлены с ним под роспись. Четкие сроки ознакомления на законодательном уровне не определены. В интересах работодателя собрать подписи сотрудников в строке «ознакомлен» как можно быстрее. Если этого не сделать, то рассчитывать на то, что сотрудник принял на себя ответственность за выполнение распоряжения, нельзя, и предъявлять к нему претензии за невыполнение заданий — незаконно.
Обязанность ознакомления с документами по личному составу предусмотрена ст. 68 , ст. 84.1 и ст. 193 ТК РФ. При ознакомлении с распоряжениями по профильной работе необходимо руководствоваться здравым смыслом и требованиями к оформлению первичных документов. Если в форме заложена необходимость ознакомления — виза должна быть.
Срок хранения приказов по основной (профильной) деятельности
Если распоряжение отнесено к профильной деятельности, делопроизводителю следует хранить его постоянно, т.е. на протяжении всего периода работы организации. При этом данный срок не может быть менее десяти лет. Если это приказы, присланные для сведения, хранить их нужно до минования надобности — данный срок не может быть менее одного года.
Определить надобность и срок действия приказов по основной деятельности помогут даты поставленных задач и сроки их выполнения.
срок действия приказов по основной деятельности
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
Вопрос: Необходимо ли в начале года обновлять приказы по основной деятельности и по административно-хозяйственной части (о создании комиссий, о назначении ответственных и т.д.)?
Ответ: Общегосударственных норм документирования управленческой деятельности, предусматривающих ежегодное переиздание (обновление) приказов по основной деятельности, не содержащих никаких изменений и / или дополнений по отношению к предыдущим, не существует. Приказ, в котором при его издании не оговорен срок действия, считается действующим вплоть до его отмены. Поэтому если приказом, например, утвержден состав экспертной комиссии, которая является постоянно действующей, или назначается ответственным за определенный участок работы должностное лицо, то ежегодно переиздавать такой приказ не имеет смысла. В случае изменения состава комиссии издается приказ “О внесении изменений в состав экспертной комиссии”, при этом соответствующий приказ может быть издан как в начале года, так и в последующие месяцы.
Новый приказ о создании комиссии целесообразно издавать в том случае, если ее состав претерпел значительные изменения. Новый приказ о назначении ответственного необходимо издавать в случае, если соответствующие обязанности возлагаются на иное должностное лицо. В такие приказы включается пункт об отмене ранее изданного приказа, например: “Признать утратившим силу приказ директора предприятия от _____ N _____”.
В то же время, если изданный приказ имеет фиксированный срок действия (в приказе оговорен период, на который создается комиссия или назначается ответственное лицо) либо приказом предусмотрено создание комиссии или назначение ответственного для выполнения разовых мероприятий, работ, заданий (например, для проведения аттестации работников), то после истечения срока действия приказа или выполнения разовых мероприятий, работ, заданий при повторном возникновении аналогичной управленческой ситуации издание нового приказа является обязательным.
А.Е.РЫБАКОВ,
директор учреждения
“Белорусский научно-исследовательский
институт документоведения
и архивного дела”,
кандидат исторических наук
Вопрос: Необходимо ли ежегодно обновлять ранее изданные приказы по основной деятельности (о возложении каких-либо дополнительных обязанностей, о создании комиссий и т.д.), если изменений в составе работников и среди членов комиссий не произошло? Какими нормативными актами в данном случае следует руководствоваться?
Ответ: В законодательстве Республики Беларусь отсутствует общая норма, устанавливающая необходимость ежегодно издавать приказы (иные распорядительные документы) о создании или утверждении персонального состава постоянно действующих комиссий, возложении обязанностей на работников и т.п. Приказы, иные распорядительные документы в указанных случаях издаются по мере необходимости (например, при внесении изменений в состав комиссии, перераспределении обязанностей между работниками и т.п.).
В то же время в некоторых актах законодательства содержатся специальные нормы, предусматривающие ежегодное издание приказов по соответствующим вопросам. Например, согласно пункту 20 Инструкции о порядке присвоения квалификационных категорий работникам организаций системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.10.2006 N 127, персональный состав аттестационной комиссии ежегодно до 1 января утверждается приказом руководителя организации и доводится до сведения работников.
Таким образом, при наличии в нормативных правовых актах специальной нормы такой приказ (иной распорядительный документ) издавать необходимо.
А.Е.РЫБАКОВ,
директор учреждения
“Белорусский научно-исследовательский
институт документоведения
и архивного дела”,
кандидат исторических наук
29.04.2010
Такие разные приказы, или приказ приказу рознь?
Работникам, вне зависимости от их места работы, нередко приходится сталкиваться с приказами. Иногда такие приказы необходимы в служебной деятельности, иногда касаются непосредственно прав и обязанностей их самих. Каких видов бывают приказов? С какого числа вступают в силу приказы госорганов и иных организаций?
Приказы и их виды
Сам по себе приказ — это разновидность распорядительного документа. Кроме того, приказ — это родовое понятие, оно является общим для нескольких видов таких документов.
Законодательство содержит несколько определений понятия «приказ». Все они различаются между собой, поскольку их определения изложены применительно к органам, уполномоченным их издавать (отдавать). Еще одним критерием, который также позволяет различать приказы между собой, является круг лиц, на которых они распространяются. Некоторые из них действуют в масштабах страны, другие — в рамках одной или нескольких организаций, а некоторые и вовсе являются разовыми.
Наиболее частым документом, с которым приходится сталкиваться работникам, являются приказы, издаваемые в организации, где они работают.
Под приказом в организациях понимается правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для решения основных задач, стоящих перед ней .
Приказы, издаваемые в организациях, также подразделяются на три вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам . В зависимости от вида приказа устанавливаются сроки его хранения. При этом не допускается объединение в одном приказе вопросов основной деятельности и по личному составу.
Приказы в организациях могут издаваться также в иных случаях, например когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить какие-либо конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.
Приказы также могут приниматься республиканскими органами государственного управления (далее — госорганы). Например, такие приказы издаются Минтруда и соцзащиты, Минстройархитектуры, МНС и др.
В этом случае под приказом понимается нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем госоргана в пределах компетенции этого органа в соответствующей сфере госуправления .
Пример 1
Ситуация 1. Приказ Минтруда и соцзащиты от 28.12.2017 N 194 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов)».
Ситуация 2. Приказ Минстройархитектуры от 09.02.2011 N 28 «О нормативном методе ценообразования в промышленности строительных материалов и конструкций Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь».
Ситуация 3. Приказ Минторга от 27.12.2010 N 172 «Об утверждении типовых норм времени на пошив и раскрой одежды по индивидуальным заказам населения».
Имеется еще несколько определений приказов. Они относятся к сфере деятельности вооруженных сил и приравненных к ним органов, таможенных органов, органов финансовых расследований и др.
На заметку
У военных под приказом понимается обязательное для выполнения, выраженное в строгом соответствии с законодательством устное или письменное повеление начальника . Для этого вида приказов предусматривается три способа передачи. Такой приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом) военного управления, который издается на правах единоначалия. Устные приказы отдают все командиры (начальники).
У таможенников и сотрудников ДФР соответственно под приказом понимается письменное или устное распоряжение начальника, отданное в пределах его полномочий, обязательное для исполнения подчиненными .
В зависимости от порядка оформления и отдачи приказов можно условно разделить на 2 большие группы: письменные и устные.
Приказы госорганов и организаций всех видов всегда должны оформляться письменно. Этот вывод следует из определения понятий приказов, установленных для них в законодательстве. При этом законодательство о государственной службе вообще не содержит понятия «устный приказ» . Однако к отношениям, связанным с государственной службой, не урегулированным Законом N 204-З и иными актами, распространяется действие норм трудового законодательства . А в трудовых отношениях работник обязан исполнять не только письменные, но и устные приказы нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам .
Все приказы также можно условно разделить на две большие группы: нормативные и ненормативные.
Если приказ принят с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитан на иное однократное применение, то он является ненормативным .
Если приказы госорганов, а также приказы организаций распространяются на неопределенный круг лиц (в первом случае в масштабе страны, во втором случае действуют в масштабе одной или нескольких организаций), то такие приказы будут нормативными.
Пример 2
Приказ об установлении общего порядка премирования работников коммерческой организации является локальным нормативным правовым актом , а приказы о приеме на работу, об увольнении, о переводе и перемещении — ненормативными правовыми актами .
Кроме того, можно сделать вывод, что нормативные приказы вне зависимости от органов (организаций), их принявших, всегда должны быть письменными, а ненормативные приказы, рассчитанные на однократное применение, могут быть устными.
На заметку
Если ненормативный приказ относится к документам по личному составу, такие приказы также всегда должны быть письменными . Они, как правило, хранятся 75 лет .
Когда вступают в силу приказы?
Мы не случайно дали краткую характеристику приказам, потому что в зависимости от того, к какому виду относится тот или иной приказ, каким органом (организацией) он принят и на какой круг лиц распространяется, зависят и правила их вступления в силу.
Общее правило вступления в силу приказов следующее. Если дата вступления в силу указана в самом приказе, то он действует с даты, указанной в нем. Дата вступления в силу нормативных приказов, принимаемых госорганами, определяется по Правилам, установленным в законодательстве .
Если в нормативных приказах не установлен срок, они вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
(далее — НРПА) .
При этом нормативные приказы, касающиеся прав, свобод и обязанностей физлиц, вступают в силу только после их официального опубликования.
Нормативные приказы, касающиеся прав, свобод и обязанностей организаций и ИП, вступают в силу после их официального опубликования . В самом этом определении содержится подсказка. Если приказ госоргана опубликован на официальном сайте http://pravo.by/ в разделе 8, который имеет название «Нормативные правовые акты Национального Банка, Национальной Академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления», то соответственно такой приказ — нормативный. При этом нормативные приказы публикуются после включения их в НРПА.
Пример 3
Приказ Минтруда и соцзащиты от 30.11.2017 N 152 был зарегистрирован в НРПА 19.01.2018 за N 8/32743. Опубликован на сайте http://pravo.by/ 07.02.2018. Дата вступления в силу в нем самом не указана, при этом в нем содержатся обязанности по составлению и представлению ведомственной отчетности по труду для неопределенного круга работодателей. Поэтому он вступает в силу после официального опубликования,
т.е. с 08.02.2018.
Иными словами, нормативный приказ госоргана может вступать в силу со дня:
— который указан в нормативном приказе;
— включения в НРПА, если в нем не указан срок вступления в силу;
— следующего за днем официального опубликования, если такой приказ касается прав и обязанностей граждан, организаций и ИП и дата вступления в силу в нем не указана.
Иные правила вступления в силу нормативных приказов могут предусматриваться законодательными актами Республики Беларусь .
Относительно приказов, издаваемых в организациях: они также могут быть как нормативными, так и ненормативными. Однако правила вступления в силу таких приказов более просты. Их всего два. Если в приказе не указан иной срок, он вступает в силу с момента его издания (принятия) .
Пример 4
Ситуация 1. Приказ об установлении общего порядка премирования работников коммерческой организации был подписан 28 декабря 2017 г., но содержал формулировку, что его положения вступают в силу с 1 января 2018 г. Этот приказ является нормативным, соответственно, если работникам организации выплачивается премия за 2017 год, нормы этого приказа в отношении работников применяться не должны.
Ситуация 2. Приказ об увольнении работника 29 декабря 2017 г. был подписан накануне 28 декабря 2017 г. Вступил в силу 28.12.2017. Соответственно в сроки, определенные в нем, должны быть совершены определенные действия. Иными словами, не позже 29 декабря 2017 г. с работником должен быть произведен окончательный расчет, выдана на руки трудовая книжка и т.п.
Источники:
http://iiotconf.ru/srok-dejstviya-prikazov/
http://www.delo-press.ru/questions.php?n=22491
http://ppt.ru/news/139904
http://kadrovik.by/topic/41766/
http://ilex.by/takie-raznye-prikazy-ili-prikaz-prikazu-rozn/