Развитие индивидуальной трудовой деятельности
Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности
В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В.А. Шадриков, анилизирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности (см. Шадриков, 1982. С. 34-130):
1. Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает: а) сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А.Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит “свой” предмет деятельности; б) “принятие” человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности, что является важным для формирования профессиональной мотивации; в) образование целостного поведения работника в результате формирования профессиональной мотивации.
2. Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов: а) центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность – это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных); б) сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться; в) также цель профессиональной деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях; г) основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).
3. Формирование представления о программе деятельности предполагает: а) формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности; б) формирование представления о способах выполнения деятельности; в) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).
4. Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов: а) уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов); б) особенности формирования ИОД: информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой; в) в целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию); формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам).
5. Формирование блока принятия решений основано на учете следующего: 1) Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких. 2) Создается общая схема принятия решений: а) осознание проблемы; б) разрешение проблемы; при само этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработка) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). 3) Выделяются два основных типа решений: а) детерминированные (основанные на строгой логике); б) вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).
6. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) У человека уже есть определенные качества и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности. 2) Общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы “венчает” развитие профессионала.
В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности:
1. Формирование “симптомокомплексов”, характеризующих отдельные свойства личности.
2. Изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития.
3. Возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности.
В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает “взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях. Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи” (Мерлин, 1986. С. 166-167).
При этом формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс “распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности” (это также связано с формированием индивидуального способа деятельности). Основные этапы освоения профессии: 1) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности); 2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем – осваивается деятельность в целом.
· В целом обобщенная схема освоения профессиональной деятельности представляется следующей:
1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, “правильной” деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности – это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия – ООД). Здесь выделяются следующие основные подэтапы:
§ построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);
§ освоение отдельных действий;
§ освоение множества действий и деятельности в целом.
2. Освоение деятельности по новому образцу (то есть формирование индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа:
§ освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника;
§ осваивается новая деятельность в целом – на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленная к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).
При этом можно говорить о “парадоксе” освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как “положено” (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии “тылов” в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).
Глава 1.1.1 Развитие индивидуальной трудовой деятельности
1.1.1. Развитие индивидуальной трудовой деятельности
Наряду с ростом в крае количества предпринимательских структур увеличивается и число предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
На начало 1998 года около 41 тысячи граждан оформили право на занятие индивидуальной трудовой деятельностью во всех ее сферах (более 34 тысяч человек – по итогам 1996 года) с ростом в 1,2 раза к 1996 году. Из них представили декларации о доходах за отчетный год в налоговые инспекции только около 50 процентов предпринимателей (19,5 тыс. чел.), которыми уплачено налогов на сумму 40,8 млн. (деном.) рублей. Подоходный налог в сумме 2,1 тыс. (деном.) рублей на одного отчитавшегося предпринимателя явно занижен, что опять же свидетельствует о сокрытии доходов и применении наличного расчета за товары и услуги. Здесь тоже одна из задач органов власти заключается в усилении налогового контроля.
Из числа всех зарегистрированных в крае индивидуальных предпринимателей 43,1 процента (или 17,7 тыс. человек) приходится на г. Хабаровск, 28,7 процента (или 11,8 тыс. человек) – г. Комсомольск-на-Амуре, 4,6 процента – Советско-Гаванский район, 4,5 – Амурский, 3,2 – Верхнебуреинский, 2,7 – Ванинский районы.
Казалось бы, в этих и других отдаленных районах должна активнее развиваться индивидуальная трудовая деятельность в связи с ограниченностью рынка труда, однако неразвитость транспортной инфраструктуры, низкая платежеспособность населения и неплатежи партнеров создают проблемы сбыта продукции, реализации услуг и не способствуют расширению видов деятельности.
Значительное число предпринимателей (см. таблицу 7) стабильно привлекает наиболее доступная для получения прибыли сфера торговли и общественного питания. Расширяется спектр предоставляемых предпринимателями услуг, характерных для сегодняшнего времени: услуги в системе образования и дошкольного воспитания, юридические, страховые и некоторые другие, растет число предпринимателей, занимающихся изготовлением товаров народного потребления и народными художественными промыслами (в 1,3 по сравнению с 1996 годом).
И все же большая часть индивидуальных предпринимателей предпочитает заниматься торговлей, перевозками грузов и пассажиров, ремонтом и техобслуживанием транспортных средств, как наиболее прибыльными видами деятельности и дающими большую свободу в применении наличного расчета и ухода от налогообложения.
Характеристика индивидуальной трудовой деятельности
Процесс формирования индивидуального стиля трудовой деятельности
В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности проанализировал В. Д. Шадриков.
- 1. Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает: 1) сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А. Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит “свой” предмет деятельности; 2) важным для формирования профессиональной мотивации является “принятие” человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности; 3) в результате формирования профессиональной мотивации образуется целостное поведение работника.
- 2. Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов:
- 1) центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность – это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных); 2) сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться; 3) также цель профессиональной деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях; 4) основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).
- 3. Формирование представления о программе деятельности предполагает: 1) формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности; 2) формирование представления о способах выполнения деятельности; 3) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).
- 4. Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов: 1) уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов);
- 2) особенности формирования ИОД: информация часто меняется, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой; 3) в целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию); формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам).
- 5. Формирование блока принятия решений основано на учете следующего: 1) само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких; 2) общая схема принятия решений: а) осознание проблемы; б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработка) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно); 3) выделяются два основных типа решений: детерминированные (основанные на строгой логике); вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).
- 6. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок:
- 1) у человека уже есть определенные качества, и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности;
- 2) общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы “венчает” развитие профессионала.
В. С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности.
- 1. Формирование “симптомокомплексов”, характеризующих отдельные свойства личности.
- 2. Изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств но мере их развития.
- 3. Возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности.
В. С. Мерлин отмечал, что стиль отражает “взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях. Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи”.
При этом формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс “распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности” (это также связано с формированием индивидуального способа деятельности). Основные этапы освоения профессии: 1) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности); 2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем – деятельность в целом.
В целом обобщенная схема освоения профессиональной деятельности представляется следующим образом.
- 1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, “правильной” деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности – это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия – ООД). Здесь выделяются следующие основные подэтапы:
- 1) построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);
- 2) освоение отдельных действий;
- 3) освоение множества действий и деятельности в целом.
- 2. Освоение деятельности по новому образцу (т.е. формирование индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа:
- 1) освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника;
- 2) осваивается новая деятельность в целом – на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленная к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).
При этом можно говорить о “парадоксе” освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как “положено” (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии “тылов” в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).
Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности
В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В. Д. Шадриков анализирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности следующим образом.Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает прежде всего сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А. Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности. Важным для формирования профессиональной мотивации является «принятие» человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности. В результате формирования профессиональной мотивации образуется целостное поведение работника.Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов. Центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность — это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных). Формирование представления о программе деятельности предполагает: 1) формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности; 2) формирование представления о способах выполнения деятельности; 3) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов. Уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов). Особенности формирования ИОД: информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой. Формирование блока принятия решений основано на учете следующего. Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких. Общая схема принятия решений: а) осознание проблемы; б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработку) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). Выделяются два основных типа решений: детерминированные (основанные на строгой логике); вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть определенные качества, и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью; б) появление и развитие новых ка- честв и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.Обобщенную схему освоения профессиональной деятельности можно представить так:1.Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной,«правильной» деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности — это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия — ООД). Здесь выделяются следующие основные подэтапы: -построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности); -освоение отдельных действий; освоение множества действий и деятельности в целом.2. Освоение деятельности по-новому образцу (т. е. формирование индивидуального стиля деятельности).
21. Проблемы развития профессионального самосознания.Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионалаПри рассмотрении проблемы развития профессионального самосознания можно опираться на достаточно богатый материал по становлению самосознания личности вообще. Термин «самосознание» во многом близок терминам «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также таким терминам, как «самоотношение», «идентичность» и др.Р. Берне, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». При этом «описательная составляющая Я-концепции» часто называется «образом Я», а составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют «самооценкой» или «принятием себя». В целом Р. Берне выделяет: 1) когнитивную составляющую Я-концепции; 2) оценочную составляющую и 3) поведенческую составляющую.В. В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности». В качестве такой «единицы самосознания» В. В. Столин предлагает «конфликтный личностный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности». Это столкновение «осуществляется путем поступков, которые таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе». В свою очередь, «смысл “Я” запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах», — рассуждает далее В. В. Столин о механизмах самосознания.Понятие «идентичность», предложенное Э. Эриксоном, лучше позволяет понять сам процесс нахождения человеком самого себя («эго-идентичность») и своего места в окружающем мире («групповая идентичность»). По сравнению с взрослым человеком подросток еще не целостен, его терзают противоречия поиска осознания себя как самобытного существа и как представителя общества (или какой-то группы общества). Многие авторы, рассматривающие периодизации профессионального развития, выделяют такой важный критерий перехода к каждой последующей стадии профессионального развития — изменение «ценностного отношения к самому себе»как представителю профессии и члену общества вообще. Иными словами, профессиональное самосознание — это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность — главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности.Можно обозначить принципиальное соотношение (и различие) самосознания вообще и профессионального самосознания в частности. Самосознание определяется через «конфликтный личностный смысл», отражающий «столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей» — по В. В. Столину, Таким образом, идея «конфликтного личностного смысла», рассматриваемого как «единица самосознания» вообще (по В. В. Столину), конкретизируется в профессиональной деятельности как конфликт между профессиональными целями, мотивами и отношениями, выражающийся в столкновении различных деятельностей по выполнению производственных задач, или «достижения тех целей, ради которых эргатическая система существует» (по Е. А. Климову). «Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) — необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, — пишет далее Е. А. Климов, — ибо это взаимодействие существенно определяются тем, как человек понимает свое место среди людей, “за кого себя принимает”, что думает о том, как он выглядит “в глазах” окружающих». Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире.В качестве важнейших («системообразующих») факторов личности профессионала является, по мнению Э. Ф. Зеера, направленность личности, которая включает в себя следующие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение. Рассматривая критерии профессионализма, А. К. Маркова среди прочих выделяет и такие: стремление развивать себя как профессионала; внутренний локус профессионального контроля, Интересным является вопрос о том, каким образом происходит становление профессионала и его профессионального самосознания — путем естественного развития или в большей степени благодаря целенаправленному формированию (трудовому обучению и воспитанию). Вероятно, можно говорить и о развитии, и о формировании, и о саморазвитии себя как профессионала, что у разных людей в разные периоды их развития проявляется по-разному. К этому можно добавить и определенные социокультурные традиции формирования профессионалов, которые по-разному проявляются в разные исторические эпохи и у разных народов.
Можно также увязать профессиональное самосознание с развитием профессионализма. Среди прочих условий, влияющих на становление профессионала, А. К. Маркова выделяет и такие, как «адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке своего уровня профессионализма», «представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе».
22.Кризисы профес-го становления.Шихи Г. выделяет основные кризисы взрослого чел-ка: 1)вырывание корней (18-22г.),2)искание в 20 лет (в 23г.наступает), 3)попытка осознать свои 30, 4)середины жизни (35-75лет), 5)обновление или покорность (45лет). Зеер поделил все кризисы на 2 группы: 1.нормативные (кризисы псих-го развития + кризисы проф-го стан-ия), 2. ненормат-ые (жизненные кризисы + невротические кризисы + критические кризисы). Факторы кризисов проф-го стан-ия: 1)сверхнормат-ая активность как следствие не удовлетворенности своим статусом, 2)соц-но – экономические условия жизнедеят-ти чел-ка, 3)возрастные психофизиол-ие изменения, 4)вступление в новую должность, 5) полная поглащенность профес-ой деят-тью, 6)изменение в жизнедеят-ти. Фазы кризисов проф-го развития(Зеер): 1)предкритическая – проблемы не всегда четко осознаются, но проявл-ся в психол-ом дискомфорте на работе, 2)критическая – осознанная неудовлетворенность работника, 3)посткритическая – разрешается кризис 3 способами: – конструктивным, – проф-но – нейтральный, – деструктивный. Кризисы профес-го становления Зеера: 1.учебно-профес-ой ориентации (14-16 до 16-17лет), 2. профес-го обучения (во время обучения в ВУЗе), 3. профес-ых экспектаций – неудачный опыт адаптации к соц-но – профес-ой ситуации, 4. профес-го роста (23-25лет), 5. профес-ой карьеры (30-35лет), 6. соц-но – профес-ой самоактуализации (38-42г.), 7. кризис угосания профес-олй деят0ти (55-60лет), 8. соц-но – психол-ой адыкватности (65-70лет).
23. Проблема профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности”А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций:–отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; несформированность профессиональной деятельности (работник как бы “застревает” в своем развитии); дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Основные концептуальные положения, важные для анализа развитияпрофессиональных деструкций:1.Профессиональное развитие – это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции). 2. Профессиональные деструкции в самом общем виде – это: нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями. 3. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда – и кризисными явлениями 4. Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека – это и есть “профессиональные деформации”: это – как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией. 5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность… многие качества человека остаются невостребованными…1.Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции: -объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда); -субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; -объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Уровни профессиональных деструкций:1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей – синдром “сострадательной усталости” (эмоциональная индифферентность к страданиям больных
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя – правовая подозрительность; 3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. 4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др.
Развитие индивидуальной трудовой деятельности
Глава шестая
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЕТЕРИНАРНОГО ВРАЧА
Подготовка к индивидуальной трудовой деятельности
Ветеринарного врача
Решение ветеринарного врача законно заняться предпринимательской деятельностью требует осуществить серьезную подготовительную работу, которая включает: составление бизнес-плана, определение потребностей потребителей ветеринарных услуг, установление источников финансирования, оценку личных способностей по осуществлению предпринимательской деятельности, изучение потребителей ветеринарных услуг, создание материально-технической базы.
1. Бизнес-план составляется по общепринятой схеме, с соблюдением требований федерального законодательства в области ветеринарии, трудового, финансового, налогового права и других правовых норм. Методика и техника составления бизнес-плана ветеринарного врача-предпринимателя приведена в соответствующей главе учебника.
2. Потребности потребителей ветеринарных услуг изучаются на основе имеющейся ветеринарной информации, анкетным опросом и личным наблюдением. Надо понимать, что владельцы животных не любят, многие не умеют придумать выход из ситуации самостоятельно. Им нравится получать готовые рецепты, так как при заболевании их питомцев клиенты испытывают психологический стресс. Ветеринарный врач должен быть способным предвидеть проблемы клиента и подсказать ему решение, тогда он будет доверять врачу.
Ветеринарный бизнес, ориентированный на владельцев непродуктивных животных, построен на эксплуатации любви человека к своему питомцу и на очеловечивании им этого питомца. Ветеринарный бизнес, ориентированный на владельцев продуктивных животных, в большинстве своем более прагматичен в принятии решения о лечении животного или об отказе от лечения. Ветеринарный врач должен знать, какое решение примет клиент и заранее их предвидеть.
3. Определение источников финансирования является одним из основных проблем подготовки к ветеринарному бизнесу. При наличии собственных средств для осуществления ветеринарной предпринимательской деятельности врач должен быть готовым безвозвратно их потерять в случае неудачи и непредвиденных обстоятельств (риска). Ветеринарная деятельность связана с риском угрозы появления особо опасных инфекционных болезней, которые нельзя спрогнозировать. При отсутствии собственных средств приходится искать кредитора. Банки не часто выступают в роли инвестора, если у начинающего предпринимателя нет ни кредитной истории, ни поручителей. Иногда ветеринарные врачи-предприниматели привлекают деньги физических лиц, которых надо тщательно подбирать. При возникновении «нештатной» ситуации придется объяснять им, почему обещанные платежи будут задержаны или вообще не состоятся. Необходимо грамотно составлять договоры кредита.
4. Объективная оценка личных качеств ветеринарного врача-предпринимателя в период подготовки к ветеринарному бизнесу играет важную роль в принятии правильного решения. Известно, что не каждый ветеринарный врач может быть предпринимателем. Существует мнение, что только 7% населения способны заниматься бизнесом. Ветеринарный врач должен уметь организовывать труд 3-9 человек. При расширении дела приходится прибегать к помощи специалистов и увеличивать штат. Для решения этих проблем требуется взаимодействие с другими людьми, которые будут работать по его плану.
Ветеринарный врач должен быть готовым заново начать дело, если прежнее окажется неэффективным, так как постоянно существует риск, приходится менять привычные формы работы, даже направление бизнеса.
Ветеринарный врач должен быть способным к компромиссам с личными врагами, если это экономически оправдано. Иногда конкурентная борьба выходит за рамки добросовестной конкуренции. Ветеринарный врач-предприниматель, подвергшийся атаке с применением «заказных» проверок, административного давления, а иногда силовых противоправных действий, но сумевший отбить эти атаки, может получить предложение от противника о прекращении «войны». Умение вовремя остановиться, зафиксировав убытки и продолжать движение – необходимое для бизнесмена качество. В этом ветеринарный бизнес принципиально не отличается от любого другого.
Ветеринарный врач-предприниматель не должен быть равнодушным. Он должен постоянно думать о собственном деле и жить им. Если он будет считать, что его рабочий день определен графиком с 9 до 18 часов, то бизнес непременно прогорит.
5. Изучение потребителей ветеринарных услуг начинается с выявления численности животных, подлежащих ветеринарному обслуживанию, и определения емкости рынка ветеринарных услуг. Набор ветеринарных услуг и цены на эти услуги очень часто ограничиваются незначительной численностью обслуживаемых животных и невысокой платежеспособностью их владельцев. При организации ветеринарного бизнеса в небольших населенных пунктах можно повысить расценки и норму прибыли. Бизнес в больших городах позволяет маневрировать и выбирать соответствующую стратегию ценообразования.
6. Изучение конкурентов осуществляется сбором сведений о численности конкурирующих ветеринарных фирм и частнопрактикующих ветеринарных врачей. При этом уточняется, какой стратегии придерживаются конкуренты, какими видами ветеринарной деятельности они занимаются, какие новые технологии они внедряют, каковы их доходы, какие действия можно ожидать от конкурентов в будущем. Все виды конкурентных преимуществ можно разделить на две большие группы: преимущества низкого и высокого порядка.
Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевой: рабочей силы, помещений, материалов, энергии. Низкий порядок этих преимуществ связан с тем, что они очень не устойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы могут использовать конкуренты.
Преимущества высокого порядка: уникальные услуги, технологии и специалисты, хорошая репутация фирмы. Такое конкурентное преимущество достигается за счет выпуска на рынок уникальной услуги, приобретения дорогостоящего оборудования, технологии, знаний, полученных на территориально удаленных курсах повышения квалификации, которое сохраняется относительно долго, пока конкуренты придумают что-то лучшее или добудут секреты.
7. Создание хорошей репутации ветеринарного врача-предпринимателя– ценное преимущество. Она достигается долго и требует затрат на поддержание, конкурентам трудно её быстро достигнуть. Ветеринарный врач-предприниматель может проводить «неделю собак», «неделю кошек», «неделю домашних птиц» и т.д. Давая такую информацию в СМИ, он эффективно решает две проблемы: привлечение к себе внимания сообщества-владельцев животных и получение новых клиентов. Во время таких акций проводят бесплатное обследование животных или другие безвозмездные мероприятия.
8. Создание материально-технической базы ветеринарного врача-предпринимателя предполагает:
выделение земельного участка с учетом требований санитарных норм, предъявляемых к ветеринарным объектам; удобством движения транспорта и пешеходов; с учетом наличия конкурентов;
приобретение помещения в собственность или его аренда, или аренда с правом выкупа, или строительство нового здания, или перевод в нежилой фонд жилого помещения.
Аренда привлекательна тем, что вложения в бизнес намного меньше, но имеет и существенные недостатки:
-арендные платежи постоянно растут и могут отбирать большую долю доходов ветеринарного врача: средства, вложенные в ремонт, благоустройство, переоборудование безвозвратно теряются;
-арендодатель может потребовать освободить помещение и организовать на этих площадях свой бизнес;
-арендная плата не зависит от успеха или кризиса ветеринарной предпринимательской деятельности;
-при изменении профиля бизнеса приходится менять арендованные помещения;
арендный договор может быть недействительным, если он подписан ненадлежащим лицом.
Учитывая эти недостатки аренды необходимо приобретать собственные помещения.
Развитие индивидуальной трудовой деятельности
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 172 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Источники:
http://studopedia.ru/8_101293_problema-formirovaniya-individualnogo-stilya-trudovoy-deyatelnosti.html
http://base.garant.ru/25506708/f2464a1909f97d808a7fd545b1587b0c/
http://studme.org/120908105307/psihologiya/protsess_formirovaniya_individualnogo_stilya_trudovoy_deyatelnosti
http://megaobuchalka.ru/10/14555.html
http://studopedia.net/4_77514_razvitie-individualnoy-trudovoy-deyatelnosti.html