177 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Чем лицензия отличается от аккредитации

Чем лицензия отличается от аккредитации?

Среди инструментов, с помощью которых возможно совершение определенных действий, или проверить соответствие какого-либо объекта определенным стандартам, нередко называют лицензию или аккредитацию.

Что такое лицензия

Лицензия означает право занятия какой-либо деятельностью. Оно подтверждается документом, который также называется лицензией. Заниматься таким делом можно, только имея на руках лицензию, выданную компетентным государственным органом. Государство обычно законодательно определяет перечень видов такой деятельности. Закон также определяет принципиальные ее положения и уполномочивает определенные государственные органы выдавать действующие бессрочно лицензии согласно их компетенции. Процедуры, связанные с обращениями в такие органы и выдачей лицензий устанавливаются документами правительства.

Лицензиями также именуются выдаваемые государственными органами разрешения на:

  • Вылов рыбы.
  • Строительство.
  • Продажу табачных изделий.
  • Управление транспортным средством.
  • Охоту на диких птиц и зверей.
  • Работу в конкретном радиочастотном диапазоне .
  • Производство оружия и пр.

Определенные особенности имеются в лицензировании высших учебных заведений. Это непростая процедура, которая определяет, насколько образовательный процесс в них отвечает утвержденному правительством положению о лицензировании деятельности в сфере образования. Местные органы власти и уполномоченный государственный орган обеспечивают соблюдение лицензионных процедур. Они касаются проверки материально-технической, социальной и кадровой обеспеченности, организации учебы. Если получены положительные результаты, выдается соответствующий документ, дающий право на ведение образовательной деятельности.

Широко распространено лицензирование в сфере патентного и авторского права. Оно осуществляется на основании лицензионных договоров. В первом случае обладатель патента или лицензиар таким договором предоставляет другому лицу (лицензиату) разрешение на использование принадлежащего ему объекта патентования, охраняемого государством. Лицензиат за это обязуется оплачивать обусловленную таким договором сумму за пользование патентом. Согласно исключительной лицензии право использования также передается в согласованных договором пределах. Однако у лицензиара остаются все права на патент, в том числе и право заключать и другие такие же договоры.

В области авторского права его обладатель дает лицензиату право копирования. распространение тиража произведения, его переработку, передачу по каналам связи и пр., которое может осуществляться в пределах и способами, предусмотренными лицензионным договором. Определенные особенности имеют лицензионные договоры в области программного обеспечения. Созданные правомерно согласно договору произведения называются лицензионными, а с нарушением исключительных прав автора — контрафактными.

Зачем нужна аккредитация

Под аккредитацией понимается подтверждение уполномоченными государственными органами соответствия стандартам определенного объекта аккредитации. Обычно такой механизм используется для оценки уровня профессиональных услуг различными организациями. Чаще всего осуществляется аккредитация услуг в области:

  • Высшего образования.
  • Проведения в лабораториях испытаний товаров, приборов и пр.
  • Клинической диагностики.
  • Калибрования различных приборов и инструментов.
  • Сертификации товаров и услуг.

Обычно эта работа выполняется специальными госорганами, осуществляющие свою работу согласно правил, утвержденных правительством.

При аккредитации образовательных организаций присваивается или подтверждается их статус. Фиксируется их тип (среднее, высшее, профессиональное и пр.) и вид его функционирования (институт, академия, университет и пр.). Процедура аккредитации предусматривает в первую очередь оценку уровня реализуемых программ образования. В ее ходе определяется, насколько подготовка специалистов отвечает госстандартам в этой сфере. При положительном результате выдается соответствующее свидетельство. Этот документ о госаккредитации с приложением к нему дает вузу право предоставлять предоставленные законодательством льготы и выдавать выпускникам диплом, установленного государством образца.

Помимо государственной аккредитации существует практика аккредитации организациями общественности, профсоюзами. Такие мероприятия поднимают рейтинг вуза. В США и Канаде государство не занимается аккредитацией услуг в сфере медицины и образования. Эти функции принимают на себя авторитетные негосударственные объединения разного уровня.

Услуги лабораторий обычно аккредитуются на предмет соответствия международным стандартам. При этом процедура предполагает:

  • Намерение лаборатории пройти аккредитацию.
  • Отсутствие какой-либо связи с органом аккредитации.
  • Периодическую проверку органа аккредитации на компетентность.
  • Общедоступность правил, по которым проводится аккредитация.

Полученный аттестат аккредитации означает соответствие лаборатории международным стандартам. Аккредитация может проводиться специальным госорганом или уполномоченными негосударственными организациями.

В чем разница

Принципиально лицензия от аккредитации отличается тем, что первая дает разрешение на осуществлении конкретных видов деятельности, регламентированных государством. Права по пользованию объектом патентования или авторского права могут передавать также правообладатели -физические лица.

Аккредитация означает специальную процедуру подтверждения уровня профессиональной квалификации организаций, оказывающих определенные услуги. Такие услуги могут не быть в перечне лицензируемых.

Лицензия и аккредитация вуза: в чем разница и значение?

Краткое содержание:

Ключевым моментом для выбора высшего учебного заведения является наличие у него лицензии на ведение образовательной деятельности и государственной аккредитации. В чем же разница и почему наличие каждой так важно?

О лицензировании

Лицензирование образования, как и некоторых других видов деятельности, предполагает наличие у организации технических и организационных возможностей для ведения процесса.

Сюда входят в том числе соответствие требованиям по наличию и безопасности занимаемых помещений, наличию материально-технического обеспечения, доступность образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями и другие.

Подтверждение соответствия лицензионным требованиям может проводиться как документарно, так и с выездом. Сейчас большинство выдаваемых лицензий – бессрочные.

Отсутствие у организации лицензии фактически означает отсутствие условий для ведения образовательной деятельности, либо их несоответствие требованиями. Деятельность, которую оказывают подобные организации, зачастую с точки зрения законодательства имеет характер «псевдообразовательной»: это различные курсы, семинары и т. д. Кстати, зачастую различные программы онлайн-обучения, созданные не на базе образовательных учреждений, так же относятся к подобной деятельности.

Про аккредитацию

Особое внимание будущему студенту и его родителям стоит обратить на наличие у вуза государственной аккредитации, которая подтверждает соответствие деятельности образовательным стандартам. Раньше стандарты утверждались и разрабатывались Министерством образования, в настоящее время это осуществляет созданное в 2018 году Министерство науки и высшего образования.

Наличие аккредитации подразумевает, что государственными органами (в настоящее время – Рособрнадзор) подтверждается качество образования. Именно аккредитация – залог получения диплома государственного образца, а не просто красивой бумажки.

Диплом государственного образца – важное условие при трудоустройстве, особенно на государственную службу.

Кроме того, именно государственная аккредитация позволяет обучающимся претендовать на получение таких социальных гарантий, как отсрочка от службы в армии, учебный отпуск на работе, оплата обучения из средств материнского капитала. Кстати, для получения налогового вычета за обучение будет достаточно наличия у организации лицензии.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Аккредитации – это что? Лицензирование и аккредитация

Каждая организация, учебное или медицинское учреждение может заявить и рассказать о себе что угодно, охарактеризовать так, как выгодно непосредственно им. Но в слова уже мало кто верит. В современном мире все должно подтверждаться. Вот и здесь соответствие рекламы подтверждается посредством лицензирования и аккредитации. Это что за процедура? А это своего рода признание официального типа, которое позволяет осуществлять тот или иной вид деятельности.

Определение понятий

Лицензирование – процедура получения права на осуществление деятельности по конкретным специальностям. Применимо к медицинской, образовательной, испытательной и другим отраслям. Наиболее полное определение термина содержит закон о лицензировании.

Аккредитация – операция по официальному подтверждению соответствия объекта четко регламентированным требованиям и стандартам. Получила наибольшее распространение в области предоставления профуслуг, для оценки качественных характеристик которых используется потребитель. А он, как правило, не владеет достаточным уровнем компетенции. Если речь идет о вузе, то можно понять только после прохождения им аккредитации, это что за образовательное учреждение — институт, академия или университет.

Читать еще:  Чем занимается энергетик

Свидетельство об аккредитации – документ-подтверждение об успешном прохождении государственного контроля уровня предоставляемых услуг в образовательной сфере.

Объекты аккредитации

Контрольной процедуре могут подвергаться:

  • организации;
  • услуги, оценивать которые потребитель не уполномочен.

В первом случае имеет место аккредитация автошкол, средств массовой информации, высших учебных заведений, медицинских учреждений и т. д.

Ко вторым же относят образовательные, испытательные, диагностические, калибровочные, сертификационные услуги и т. д.

Технология организации и проведения аккредитации в вузе

Получить уровень аккредитации и тем самым подтвердить свой статус учебное заведение может только лишь после составления заявления соответствующей формы, которое направляется в государственную аттестационную службу или органы государственной власти (если имеется поручение основного уполномоченного органа). К заявлению должны быть приложены определенные документы.

Пакет бумаг

Документы для аккредитации:

  • ксерокопия документа о госрегистрации учреждения, осуществляющего учебную деятельность по правилам и требованиям законодательства иностранного государства (касается только иностранных образовательных учреждений);
  • ксерокопия документа, идентифицирующего личность частного предпринимательского лица (касается лиц-предпринимателей);
  • доверенность либо другой документ, который является прямым подтверждением права уполномоченной особы организации, которая функционирует в образовательной сфере и подает заявку с прилагаемыми документами, представлять интересы учебного заведения и действовать от его имени;
  • информационные данные относительно внедрения и выполнения учебных программ, которые были заявлены для получения уровня аккредитации;
  • нотариально заверенная ксерокопия соглашения о сетевой форме выполнения образовательных программ, которое должно быть составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ксерокопия соглашения о создании в учебном заведении, которое занимается непосредственно реализацией образовательных программ, научных учреждений и прочих организаций, осуществляющих научную исследовательскую деятельность, а также лабораторий и других исследовательских центров;
  • ксерокопия соглашения о создании учебной организацией, которая внедряет образовательные программы, других кафедр (научных, исследовательских и т. д.), ведущих научно-исследовательскую деятельность;
  • данные об имеющейся аккредитации общественного типа организаций российского, иностранного либо международного происхождения, а также сведения о наличии профессиональной общественной аккредитации, если таковая имеется;
  • опись предоставленного пакета документов.

После этого грядет экспертиза. В процессе такого испытания осуществляется проверка соответствия учебных программ госнормативам по числу учебных часов, терминам и формам обучения. Проверка заключается в проведении анализа качества обучения по отдельно взятой специальности. Кроме этого, могут быть специальные тестовые задания для студентов. Причем тестированию подвергаются не все обучающиеся, а их выборочное количество. Такие действия осуществляются в проверочных целях и характеризуются стандартизованностью. Официальное их название – аттестационные педагогические измерительные материалы.

По результатам проверки служба комиссии принимает решение относительно удовлетворения просьбы заявителя. Если решение положительное, выдается аттестат аккредитации. Этот документ предоставляет право высшему учебному заведению наделять абитуриентов при поступлении теми или иными льготами, которые предусмотрены российским законодательством, а учащимся стационарной формы обучения давать отсрочку от призыва в армию. Только вуз, прошедший аккредитацию, может выдать выпускнику диплом государственного образца, на основании которого впоследствии можно стать студентом магистратуры, и который признан работодателями на территории всей Российской Федерации независимо от формы собственности предприятия, организации, завода и т. д.

Подтверждает право учебного заведения предоставлять вышеперечисленные льготные привилегии студентам и в финишной стадии выдавать государственный диплом аккредитация образовательных программ.

Содержание свидетельства

С этим термином вы уже ознакомлены. А вот какое его содержание и условия действия – вопросы, которые оставались открытыми. Аттестат аккредитации, который выдан образовательному учреждению, действителен только в том случае, если он подкреплен приложением. В нем содержится перечень всех программ образовательного характера, которые подверглись этой процедуре. Для каждого вуза такой список различен. Все зависит от специализации высшего учреждения.

Аккредитация отдельного направления

Система аккредитации образовательной программы выявляет не только качество обучения, но и научную активность, условия образовательной деятельности, подбор штата.

Повышенное внимание совсем недавно заслужили официальные сайты вузов. Было выявлено, что ранее эти интернет-ресурсы содержали недостоверную информацию. Например, указывали действующей ту лицензию, которая в реальном времени уже потеряла свою силу. Или в перечень специальностей вуза включали те, которых нет в лицензии. Требование заявлять в лицензионном документе достоверную информацию на интернет-ресурсах считается аккредитационным требованием. К числу таких же относят прозрачность и доступность информационных данных.

На официальном портале образовательного заведения должен быть представлен список всех специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка студентов, определена возможность осуществления учебного процесса по всем формам, которые только имеются, и идентифицировано наличие кафедры военного дела. Что касается форм обучения, их может быть три: очная, вечерняя и заочная.

Что будет, если требования проигнорированы?

Неисполнение требований станет причиной того, что аккредитация вузов или других образовательных организаций будет приостановлена. Они не смогут осуществлять учебную деятельность в принципе.

А если аккредитация «завалена»?

Бывают случаи, когда учреждение не сдает «экзамен» и не проходит государственную проверку, следовательно, не получает подтверждения степени. Такая ситуация чревата тем, что высшее учебное заведение понизит свой аккредитационный уровень. Так, университет может стать академией или институтом.

О чем говорит степень аккредитации

Для большинства абитуриентов ключевым критерием при выборе будущего вуза является степень его аккредитации. Это что значит? Аккредитационная степень олицетворяет свойственные образовательному учреждению качественные характеристики. Об этом уже ранее в статье упоминалось, но, как говорится, повторение — мать учения. А вот, что эта степень является еще прямым подтверждением профессионализма педагогического состава, наличия печатных изданий собственного авторства, поддержания дополнительных форм занятий, знает не каждый.

Существует пять аккредитационных ступеней, которые применяются к высшим учебным заведениям. Рассмотрим их подробнее.

1-2 степень

Первая и вторая ступень аккредитации присваивается средним специальным учебным заведениям, к числу которых относятся техникумы, колледжи, лицеи, гимназии. Иногда идентичные организации могут предоставить диплом о полном среднем образовании.

3-4 степень

Это аккредитация вузов высшей категории: академии, институты, университеты. Все они уже имеют индивидуальные системы обучения и научный состав преподавателей среднего и высшего звеньев, собственные типографские офисы и газетное издание. Как правило, процесс обучения в таких заведениях основан на использовании Болонской системы, которая подразумевает двух- или трехсеместровое обучение.

5 степень

Вашему вниманию представляется самая почетная степень аккредитации. Это что за показатель престижа? К таким учебным заведениям относятся университеты и академии национального значения.

Аккредитация автомобильных школ

Совсем недавно стала обязательной аккредитация автошкол. Это прямой пропуск для осуществления компанией своей деятельности.

Каждая школа должна находиться под властью и влиянием государственных стандартов, иметь материально-техническую базу, которая установлена соответствующими нормативными актами. Например, обязательным стало создание и функционирование официального сайта автошколы, который будет служить ареной для действующих образовательных программ. Кроме того, одним из требований-нововведений является создание медицинского класса, оборудованного тренажерами, и наличие прицепа на легковое авто.

Аккредитация автошкол также выдвигает требования относительно списка образовательных программ, который теперь утверждается только по согласованию, а также количества учебных занятий как по теоретической, так и по практической части. А сам учебный процесс состоит из трех циклов или уровней: базового, специального и профессионального. Такой системный подход максимально комфортен для получения прав какой-либо иной категории впоследствии. Так, если вы единожды уже были выпускником автошколы и, например, получили тогда права на вождение мотоцикла, а теперь желаете стать владельцем прав на авто, то базовая подготовка уже исключается из вашего учебного процесса.

Обязательная аккредитация организации стала причиной вышеперечисленных нововведений. Как результат, стоимость обучения увеличилась, собственно говоря, так же как и его срок.

На сегодняшний день не все школы прошли «проверку на прочность», поэтому, выбирая образовательное учреждение, внимательно изучите соответствующий пакет документов. Многие «школы-умники» набирают аудитории и целенаправленно увеличивают срок обучения, надеясь за это время стать аккредитованной организацией.

Но есть и добросовестные заведения, которые успешно прошли аккредитацию и соответствуют всем законодательным требованиям. Некоторые даже умудряются снижать стоимость образовательных услуг. Такое позволить себе могут, конечно, только передовые школы, которым отдают предпочтение не только за привлекательную стоимость, но и за высокопрофессиональный инструкторский персонал, а также обновление автомобильных парков и площадок.

Аккредитация и лицензирование. Что их объединяет

Лицензирование и аккредитация – это вещи различные. Но ряд общих черт все же существует:

  • Цель – подтверждение/опровержение соответствия учебного заведения действующим на территории России стандартам.
  • Сроки проведения – один раз в пять лет.
  • Результат – предоставление документов, на основании которых и будет осуществляться образовательная деятельность.

Подведем итоги

Лицензирование подразумевает подтверждение права на осуществление того или иного вида деятельности или предоставления тех или иных услуг, а аккредитация организации подтверждает качество и соответствие определенным нормативам, которые имеются в законодательной базе.

Читать еще:  Что делать если задерживают декретные

Обе процедуры начинаются по инициативе потенциального объекта лицензирования/аккредитации, который должен написать соответствующее заявление и подать его вместе с пакетом документов в уполномоченные органы. Закон об аккредитации регламентирует состав такого пакета бумаг, который зависит от типа объекта.

По результатам проверок выдается два основных документа: лицензия и сертификат (аттестат) аккредитации соответственно. Эти документы имеют срок годности. Как правило, он составляет 5 лет. Когда документы теряют силу, процедура повторяется.

Остались вопросы?

Если в этой статье вы не нашли моменты, которые вас интересуют, вы всегда можете обратиться к правовым документам. Среди них есть закон о лицензировании, регламент прохождения аккредитации образовательных организаций, закон РФ «Об образовании» и Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

Аккредитация и лицензия: как понять, что вуз не закроется

Выбирать вуз нужно внимательно. Особенно если вы хотите там чему-то научиться и совсем не хотите, чтобы ваш вуз закрыли. Есть два документа, которые помогут вам выбрать качественный вуз: лицензия на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.

Оба документа выдаются (независимо друг от друга) после тщательных проверок Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, больше известной как Рособрнадзор.

Зачем нужна лицензия?

Лицензия даёт право вести образовательную деятельность. Если вуз лишился лицензии, он больше не может предоставлять образовательные услуги. Такой вуз, скорее всего, в ближайшее время закроется.

Если лицензия есть, вуз может вести образовательную деятельность, но с каждой конкретной образовательной программой, которую он предлагает, нужно разбираться отдельно. Тут ключевую роль играет государственная аккредитация.

Что означает аккредитация?

Свидетельство о государственной аккредитации — документ, который подтверждает соответствие образовательных программ вуза требованиям государства.

Хотя аккредитация выдаётся вузу, аккредитуется не вуз в целом, а каждая образовательная программа отдельно. Это значит, что одни программы вуза могут иметь аккредитацию, а другие — нет.

Государственная аккредитация выдаётся только государственным вузам, правильно?

Неправильно. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» государственные и негосударственные вузы имеют равные права, а ограничение или устранение конкуренции в сфере образования недопустимо. Поэтому Рособрнадзор проверяет негосударственные вузы так же строго, как и государственные, и аккредитует их на тех же основаниях (у РосНОУ все программы, на которые ведётся приём в 2018 году, аккредитованы).

Лицензия и свидетельство об аккредитации РосНОУ >>>

Что даёт студентам наличие государственной аккредитации?

Во-первых, если вы прошли обучение на аккредитованной образовательной программе, вы получите диплом образца, установленного Министерством образования и науки РФ (в общем понимании, государственный диплом).

Во-вторых, только на аккредитованных образовательных программах можно учиться на бюджете. А при поступлении на платное можно получать налоговый вычет, который составляет 13 % от стоимости обучения.

В-третьих, студенты, обучающиеся по таким программам, получают весь набор студенческих льгот: отсрочку от армии, различные виды стипендий и материальной поддержки, льготный проезд на общественном транспорте, льготы при посещении музеев и театров, скидки в магазинах и кафе и так далее.

В-четвёртых, если у вуза что-то пойдёт не так (произойдёт ликвидация, реорганизация и так далее), студенты, обучавшиеся на аккредитованных программах, гарантированно переводятся в другой вуз с сохранением условий своего обучения (бюджетных мест, стоимости обучения, срока обучения и так далее).

На что стоит обращать внимание
при изучении лицензии и аккредитации?

Во-первых, на дату выдачи и срок действия. Свидетельство о государственной аккредитации выдаётся на 6 лет. Когда срок действия свидетельства истекает, Рособрнадзор проводит плановую аккредитацию и, если ведомство всё устраивает, выдаёт новое свидетельство.

Если на сайте вуза висит просроченная аккредитация, туда лучше не идти.

Лицензии вузам выдаются бессрочные. Но Рособрнадзор может приостановить действие лицензии или вовсе её отозвать. Об этом неприятном событии вуз должен сообщить на своём сайте.

Во-вторых, внимательно изучите приложения к лицензии и свидетельству об аккредитации.

В приложениях к лицензии должны быть указаны все филиалы вуза, если таковые имеются. По закону, «по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения филиала».

В приложениях к свидетельству о государственной аккредитации приводятся все аккредитованные программы вуза. Внимательно изучите этот список, прежде чем выбирать программу, по которой вы хотите обучаться.

Как узнать, есть ли у вуза лицензия
и аккредитация?

Каждый вуз обязан публиковать лицензию и свидетельство о государственной аккредитации, включая приложения к этим документам, на своём официальном сайте.

Выше упоминалось, что вуз должен публиковать и решения Рособрнадзора о приостановке или отзыве лицензии. Это касается и аккредитации, но некоторые вузы относятся к требованиям формально: информация на сайте есть, но найти её почти невозможно.

Поэтому надёжней всего проверять наличие у вуза лицензии и аккредитации на сайте Рособрнадзора в соответствующих реестрах (ищите документы с текущим статусом «действующие»).

Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам >>>

Чем лицензия отличается от аккредитации

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Да, эта информация доступна всем педагогам школы

Да, но только касаемо детей класса, которым я руковожу

Нет, это конфиденциальная информация

Нет, мне это не нужно

Всего проголосовало: 71

Текущий номер

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Может ли стать альтернативой школе семейное образование? По мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, у школы в этом плане противоречивая позиция: когда дети плохо себя ведут, учителя заявляют, что воспитание – это ответственность семьи, но когда родители забирают детей на домашнее обучение, им говорят: «А как же социализация? Как вы без школы сможете научить ребенка правильно себя вести в обществе?» Выводы эксперта, увы, не в пользу качества социализации в современной школе.

В Москве завершился финал IV Всероссийского конкурса «Успешная школа». Победителями признаны команды из шести городов России. Они получили гранты от 500 тысяч до 1 миллиона рублей на развитие своих школ. Еще одна команда удостоена специального приза «Учительской газеты». Подробнее о школах-победительницах – в репортаже Лоры Зуевой!

Кто читал «Конька-Горбунка»? Пару десятилетий назад такой вопрос в классе показался бы странным. Сегодня этот «лес рук» заметно поредел. И дело совсем не в том, что дети перестали понимать прочитанное, если оно написано не на языке мемов. В преддверии 205-летия со дня рождения Петра Ершова Марина Кудимова рассуждает о тайне и судьбе его творчества.

Артемий Троицкий – легендарный музыкальный критик, журналист, преподаватель, писатель. Сам он, к слову, уверяет, что любит провоцировать и опровергать сложившиеся мнения о себе. Артемий Троицкий дал эксклюзивное интервью «Учительской газете», в котором рассказал о состоянии современного русского рока, исследовании молодежных субкультур и о том, почему перестал преподавать в МГУ после 2014 года.

Наши приложения

Аккредитация и лицензирование

Новые требования к процедурам от А до Я

— Чем вызвано принятие новых правил аккредитации и лицензирования?
— В марте этого года постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Положения «О лицензировании образовательной деятельности» (от 16 марта 2011 г. № 174), «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» (от 21 марта 2011 г. № 184).
Данные Положения приняты в соответствии с нормами Федерального закона от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией представления государственных услуг в сфере образования».
В свою очередь нормы Федерального закона
№ 293-ФЗ были разработаны в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования».
В целом появление всех законодательных актов по этим процедурам продиктовано возрастанием требований общества к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений, а также необходимостью создания более простых и прозрачных технологий лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.

— Чем отличаются новые требования от существовавших ранее?
— Новизна Положений состоит в основном в том, что в них четко определены и существенно уменьшены сроки проведения процедур; строго регламентированы перечни документов, представляемых образовательным учреждением для проведения таких процедур; установлены конкретные основания для отказа в приеме документов на процедуры лицензирования и государственной аккредитации; установлены перечни подзаконных актов, регламентирующих сами процедуры (если взять государственную аккредитацию — в общей сложности будет подготовлено и утверждено более полутора десятков приказов Минобрнауки России и Рособрнадзора).

Читать еще:  Фсс не выплачивает декретные

— Как принятие новых правил отразится на системе образования? Повысятся ли качество обучения и конкурентоспособность вузов?
— Рособрнадзор надеется на то, что работа в соответствии с новыми Положениями будет способствовать повышению открытости и прозрачности процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышению ответственности самих образовательных учреждений за их последствия; созданию предпосылок для того, чтобы учредители вузов, не имеющих соответствующих условий качественной реализации образовательных программ, прекращали их деятельность.

— С принятием новых требований не будет ли обвального сокращения количества вузов?
— Решения об открытии или ликвидации образовательного учреждения принимает учредитель. Рособрнадзор несет ответственность за то, чтобы образовательными учреждениями в полном объеме выполнялось законодательство об образовании, чтобы качество образования соответствовало требованиям, которые предъявляют к выпускникам общество и государство.

— Требования к государственным и негосударственным вузам равны или чем-то разнятся?
— Они всегда были одинаковы для всех образовательных учреждений независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

— Позволяют ли новые правила функционирование удаленных точек доступа (дистанционные технологии)?
— Позволяют. Вместе с тем считаем целесообразным утвердить нормативно-правовой акт (на уровне приказа Минобрнауки), регулирующий вопросы, касающиеся осуществления образовательного процесса с применением дистанционных технологий в полном или частичном объеме.

— Как учитывается библиотечный ресурс? Можно ли учитывать электронную библиотеку, портал вуза при прохождении аккредитации?
— Будет учитываться так, как это установлено федеральными государственными образовательными стандартами. Вместе с тем считаем целесообразным отметить, что наличие электронно-библиотечной системы и обеспечение доступа к ней является лицензионным нормативом.
Что касается, как сформулировано в вопросе, «учитывать электронную библиотеку, портал вуза при прохождении аккредитации», можно ответить следующим образом: начата разработка механизма оценки электронных ресурсов образовательного учреждения при экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

— Каков перечень документов для подачи заявления для государственной аккредитации отдельной образовательной программы? Сроки предоставления документов? Ограничения по срокам подачи документов? Форма заявления? Надо ли рабочие учебные планы представлять в Информационно-аналитический центр анализа (г. Шахты)? Срок и порядок представления модуля отдельной образовательной программы?
— Перечень документов при подаче заявления для переоформления свидетельства о государственной аккредитации на неаккредитованные образовательные программы или укрупненные группы направлений подготовки и специальностей содержится в подпункте «а» пункта 29 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184.
В письмах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.03.2011 № 02-77 и от 19 апреля 2011 г. № 02-92, размещенных на официальном сайте Рособрнадзора, также указан перечень документов, прилагаемых к заявлению для государственной аккредитации таких образовательных программ, а также порядок представления документов в Рособрнадзор.

— После переоформления свидетельства о государственной аккредитации с указанием укрупненных групп направлений подготовки и специальностей будут ли являться аккредитованными программы бакалавриата, лицензированные в вузе?
— Согласно требованиям пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» свидетельство о государственной аккредитации, выданное до 1 января 2011 г. образовательному учреждению и научной организации, реализующим аккредитованные основные профессиональные образовательные программы, переоформляется по заявлению образовательного учреждения и научной организации на срок действия имеющегося свидетельства о государственной аккредитации с указанием в приложении к свидетельству о государственной аккредитации укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, соответствующих аккредитованным основным профессиональным образовательным программам (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени).
Таким образом, при наличии у образовательного учреждения аккредитованных направлений подготовки бакалавров, относящихся к конкретной аккредитованной укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, другие направления подготовки бакалавров, по которым осуществляется подготовка в соответствии с лицензией, относящиеся к этой же укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, являются аккредитованными.

— Каким образом будет происходить процесс оценки качества подготовки специалистов (бакалавров, магистров)? Тестирование было построено на идее соответствия дидактических единиц в государственных образовательных стандартах второго поколения. В стандартах третьего поколения этого нет.
— Согласно требованиям пункта 10 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений или научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184, при проведении экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям осуществляется анализ уровня освоения федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, в том числе путем тестирования указанных обучающихся и выпускников организации с использованием заданий стандартизированной формы (аккредитационных педагогических измерительных материалов).

— С сентября 2011 года вузы переходят на новые ФГОС ВПО. Какие программы заявлять на аккредитацию, если вуз будет еще 4 года осуществлять выпуск по ГОС второго поколения?
— В соответствии с требованиями п. 3 ст. 33.2. Закона Российской Федерации «Об образовании» государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.

— Роль и правовой статус общественной аккредитации при аккредитации вуза?
Согласно требованиям пункта 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации. В настоящее время механизм учета их результатов разрабатывается Рособрнадзором.
— Если вузу отказано в аккредитации согласно старому Положению, повторно заявление подается через год. Новое положение не содержит этого ограничения. Вопрос: когда (через какой срок) после решения об отказе может быть подано заявление на аккредитацию повторно?
В соответствии с требованиями п. 36 ст. 33.2. Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение или научная организация вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации, лишении государственной аккредитации.

— Когда будут выложены на сайте Рособрнадзора новые формы документов для аккредитации?
— После утверждения форм документов соответствующими приказами Минобрнауки России.
Появится ли форма и требования к содержанию отчета о самообследовании? Где ее взять?
Проект формы отчета о самообследовании подготовлен. После утверждения соответствующим приказом Минобрнауки России будет размещен на официальном сайте Рособрнадзора.
До утверждения формы отчета о самообследовании рекомендуется руководствоваться требованиями письма Рособрнадзора от 19 апреля 2011 г. № 02-92.

— Кто регламентирует профили подготовки в рамках аккредитованного направления или специалитета?
— В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения профили подготовки выпускников устанавливаются примерными учебными планами с учетом потребностей работодателей.

— Надо ли согласовывать с Рособрнадзором состав итоговой аттестационной комиссии?
— Согласно требованиям п. 9 приказа Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1155 председатель государственной аттестационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 30.01.2007 № 33 утверждает кандидатуры председателей государственных аттестационных комиссий для имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных высших учебных заведений.
Согласование составов итоговых аттестационных комиссий по неаккредитованным образовательным программам в полномочиям Рособрнадзора не отнесено.

— До 2011 года лицензия выдавалась на срок
5-6 лет учреждениям, обеспеченным нежилыми помещениями для осуществления образовательной деятельности. На какой срок заключать договоры аренды или безвозмездного пользования при бессрочной лицензии?
— На основании п.5 ст.33.1 Федерального закона № 293-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно. Рособрнадзор не ограничивает сроки заключения договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом для организации образовательного процесса. Однако, если в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган выявит нарушение в части используемых в образовательном процессе объектов недвижимости, которое явилось результатом прекращения законного права владения и пользования объектом недвижимости, лицензирующий орган выдает предписание, неисполнение которого является основанием для приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Источники:

http://vchemraznica.ru/chem-licenziya-otlichaetsya-ot-akkreditacii/
http://www.9111.ru/questions/777777777747551/
http://fb.ru/article/224880/akkreditatsii-eto-chto-litsenzirovanie-i-akkreditatsiya
http://moeobrazovanie.ru/publikacii/novosti/174487.html
http://www.ug.ru/archive/40295

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×