279 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет если не аттестован директор школы

Как аттестовать руководителя образовательного учреждения

Законодательная база

Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.

Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 (ред. от 27.10.2017).

Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.

Порядок и цель проведения аттестации

Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.

Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.

Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.

Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:

  • повысить эффективность подбора руководящего состава;
  • оценить знания кандидата при приеме;
  • оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
  • стимулировать профессиональный рост.

Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:

  1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
  2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
  3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
  4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.

Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.

Документы для аттестации

Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:

  • заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
  • заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
  • отчет о результатах выполнения программы развития за год;
  • выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
  • справка об отсутствии судимости;
  • любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.

Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.

Кто освобожден от прохождения

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240, не подлежат проверке руководители:

  • назначенные президентом или правительством;
  • проработавшие менее 1 года;
  • беременные женщины;
  • женщины в декрете.

Результаты аттестации

Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.

При положительном результате руководитель может:

  • быть назначен на должность;
  • включен в кадровый резерв;
  • либо подтверждается соответствие занимаемой должности.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций, как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.

Что будет если не аттестован директор школы

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа “боевой готовности”?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Да, эта информация доступна всем педагогам школы

Да, но только касаемо детей класса, которым я руковожу

Нет, это конфиденциальная информация

Нет, мне это не нужно

Всего проголосовало: 71

Текущий номер

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Может ли стать альтернативой школе семейное образование? По мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, у школы в этом плане противоречивая позиция: когда дети плохо себя ведут, учителя заявляют, что воспитание – это ответственность семьи, но когда родители забирают детей на домашнее обучение, им говорят: “А как же социализация? Как вы без школы сможете научить ребенка правильно себя вести в обществе?” Выводы эксперта, увы, не в пользу качества социализации в современной школе.

В Москве завершился финал IV Всероссийского конкурса “Успешная школа”. Победителями признаны команды из шести городов России. Они получили гранты от 500 тысяч до 1 миллиона рублей на развитие своих школ. Еще одна команда удостоена специального приза “Учительской газеты”. Подробнее о школах-победительницах – в репортаже Лоры Зуевой!

Кто читал “Конька-Горбунка”? Пару десятилетий назад такой вопрос в классе показался бы странным. Сегодня этот “лес рук” заметно поредел. И дело совсем не в том, что дети перестали понимать прочитанное, если оно написано не на языке мемов. В преддверии 205-летия со дня рождения Петра Ершова Марина Кудимова рассуждает о тайне и судьбе его творчества.

Артемий Троицкий – легендарный музыкальный критик, журналист, преподаватель, писатель. Сам он, к слову, уверяет, что любит провоцировать и опровергать сложившиеся мнения о себе. Артемий Троицкий дал эксклюзивное интервью “Учительской газете”, в котором рассказал о состоянии современного русского рока, исследовании молодежных субкультур и о том, почему перестал преподавать в МГУ после 2014 года.

Наши приложения

Не аттестован на соответствие должности руководителя

Приговор или точка роста?

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были не аттестованы на соответствие занимаемой должности 98 руководителей, из них не прошли I этап аттестации (тестирование) 56 человек, не прошли II этап аттестации (собеседование с Аттестационной комиссией) 42 человека

Андрей БАСКАКОВ, директор школы №1205 (В ходе очередной аттестации в должности руководителя образовательной организации не прошел квалификационное испытание в форме тестирования. Впоследствии проходил аттестацию как кандидат на должность руководителя. На момент аттестации: исполняющий обязанности директора школы №1205.
Как кандидат аттестован 31 января 2017 г. сроком на 2 года):

– Действительно, подав заявление на аттестацию, находясь в должности руководителя, я, увы, квалификационное испытание не прошел. Надо сказать, что в сложившейся ситуации меня очень хорошо патронировал Департамент образования. В частности, я был приглашен на беседу к куратору округа, и мне было предложено продолжить работу в качестве исполняющего обязанности директора школы до прохождения мною процедуры аттестации, но уже в качестве не действующего руководителя, а кандидата на должность директора школы.
То, что я не был отстранен от руководства школой, в значительной степени помогло преодолеть стресс от несданного тестирования и по-новому оценить свои возможности и амбиции.
В этот момент очень важна была позиция коллег, всего школьного сообщества. Когда понимаешь, что столько людей сопереживают тебе, видишь их искреннее сочувствие, желание помочь и поддержать в непростой для тебя момент, то обида и злость отходят на второй план.
На первый план выходит: «Ты хочешь оставаться лидером для этих людей? Они тебе верят, они ждут твоего решения. От твоего решения во многом зависит и их судьба». И потом, на кого обижаться?
В какой-то момент приходится самому себе честно сознаться: «Результат тестирования – не случайность и не фатальная неизбежность. Он плод твоего несоответствия требованиям современного руководителя.
А дальше все просто: хочешь работать – меняйся сам, не хочешь или не можешь – не обманывай людей и уходи. Я решил остаться.
В итоге я доказал себе, что не только хочу, но и могу быть директором школы.
Так что решайте сами, что это было: приговор или точка роста. Через два года увидим.

Марина КУЗИНА, заместитель директора школы №947 (В ходе очередной аттестации в должности руководителя образовательной организации не прошла квалификационное испытание в форме тестирования. Впоследствии проходила аттестацию как кандидат на должность руководителя. В настоящий момент проходит аттестацию как кандидат на должность руководителя образовательной организации):

Читать еще:  Что такое референс в банковской выписке

– Попав в ситуацию непрохождения аттестационного тестирования, я не ставила перед собой вопрос «Что делать дальше?». Школа – и только школа!
Что изменилось? Появилось больше свободного времени для занятия и управления именно учебным процессом.
До последнего времени я действующий учитель истории и обществознания, и это позволяет свободно общаться с подрастающим поколением и видеть их проблемы и заботы.
Что касается самообразования, всегда занималась этим и продолжаю, так как по-другому в школе нельзя.
Что дальше? Буду проходить аттестацию на соответствие должности «руководитель» для того, чтобы продолжить работу в качестве руководителя или в составе управленческой команды. Время покажет!
Для меня важно реализовывать накопленный опыт в области управления образовательной организацией и руководства процессами, происходящими в ней, в интересах жителей Москвы.

Татьяна ШМАЧКОВА, заместитель директора школы №1466 имени Надежды Рушевой (В ходе очередной аттестации в должности руководителя образовательной организации не прошла собеседование с Аттестационной комиссией. 20 июня 2017 г. была аттестована на соответствие должности руководителя образовательной организации сроком на три года):

– Мы не можем изменить того, что с нами произошло, но мы можем по-разному к этому относиться.
Главное – не отчаиваться!
Признаюсь, я не была готова к такому развитию событий, поэтому первое время было достаточно тяжело морально.
Для себя я приняла решение уйти из школы №2000 и написала заявление об увольнении с занимаемой должности.
И вот я уже несколько месяцев работаю в школе №1466 имени Надежды Рушевой заместителем директора по содержанию образования. Надеюсь, что мои знания и опыт будут полезны педагогическому коллективу и управленческой команде школы.
Считаю, что решение «не соответствует занимаемой должности» – не приговор, а возможность реализовать свои управленческие навыки по-новому и развиваться дальше.
Посмотрела свое выступление на Аттестационной комиссии. Проанализировала ошибки. Не могу сказать, что в ответах на некоторые вопросы была убедительна, в какой-то момент растерялась, была некорректна. Стала работать над собой.
Переходя на другую должность, понимала, что все равно буду проходить аттестацию, и уже подала заявление как кандидат на должность руководителя государственной образовательной организации, прошла тестирование и жду выхода на комиссию.

Российская школа переходит на московскую модель аттестации директоров учебных заведений

Это прозрачная и очень эффективная процедура

05.03.2019 в 18:25, просмотров: 14096

Как недавно дала понять вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова, уже в 2020 году в России может войти в жизнь новый вариант системы повышения квалификации педагогических кадров, и прежде всего — аттестации руководителей общеобразовательных организаций. И в профессиональном сообществе заговорили о том, что было бы неплохо использовать ту модель аттестации, которая разработана и прошла успешную обкатку в Москве. «Понятность, открытость, прозрачность и отсутствие запредельных сложностей и нереальных заданий» — вот что говорят о новой процедуре познакомившиеся с ней на собственном опыте директора столичных школ. А это значит, что оснований для опасений у их коллег из регионов не имеется.

Что ждет директоров российских школ

Нацпроект «Образование» ставит перед отечественными учебными заведениями более чем амбициозные задачи. Для их решения многое в системе предстоит усовершенствовать, и в том числе — принципы отбора руководителей образовательных организаций. Одним из важных шагов в этом направлении станет введение в стране новой системы аттестации директоров школ.

По словам вице-премьера российского правительства Татьяны Голиковой, новая система может быть внедрена уже в 2020 году.

— Мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, чтобы уйти от повышения квалификации ради документа по аттестации, это должны быть иные подходы, более современные… В этих целях проектом предусмотрено создание системы независимой и добровольной для педагогов оценки профессиональных компетенций. Во всех регионах на функциональной основе будут созданы центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, и в 2020 году, мы надеемся, будет внедрена система аттестации руководителей общеобразовательных организаций», — заявила она недавно на Всероссийской конференции «Путь к успеху: национальные проекты и стратегия поддержки одаренных детей и молодежи» в Сочи.

По словам вице-премьера, к 2024 году в рамках нацпроекта «Образование» в стране будет создано более 250 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. И это принципиально изменит ситуацию с повышением квалификации нашего учительства:

— Деятельность таких центров должна опираться на регулярное обновление и модернизацию образовательных программ, внедрение в практику стажировок, — сообщила Голикова.

Московский опыт

Итак, аттестация директоров школ по-московски проходит в два этапа.

Первый — квалификационные испытания в форме тестирования с использованием автоматических систем по навыкам управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией. Затем второй этап, путь к которому открывают результаты первого, — собеседование с аттестационной комиссией Департамента образования и науки города Москвы.

Первый этап испытания для кандидатов в директора представляет собой часовое компьютерное тестирование, позволяющее оценить управленческие компетенции руководителя. Задание состоит из 40 теоретических и практических вопросов. И все они направлены на то, чтобы определить: понимает человек, как управлять образовательным учреждением, или нет. При этом дело обходится без ненужной формалистики.

Если школа, в которой работает действующий кандидат, лидирует в общегородском рейтинге, такого директора могут освободить от прохождения теста: в этом случае все ясно и так. Комиссия задает кандидату вопросы и оценивает результаты управленческих решений, которые отображаются в аттестационной справке. Эта справка формируется автоматически на основе данных электронного портфолио московского директора. В ней отражаются результаты работы школы: участие в городских проектах, итоги ГИА и многое другое. Свое решение члены комиссии принимают путем тайного голосования. При этом иного пути в директора школ в столице нет: проверка управленческих навыков обязательная как для опытных руководителей, так и для всех, кто претендует на этот пост.

Открытость и прозрачность

Одной из характерных особенностей столичной модели аттестации директоров школ является полная открытость процедуры. Так — и это еще одна изюминка новшества — весь процесс собеседования с кандидатом можно наблюдать в Интернете в режиме реального времени. При этом комиссия оценивает также результативность управленческих решений, которые отображаются в аттестационной справке, формируемой автоматически, без участия аттестуемого, но на основе данных информационно-аналитических систем.

Фундаментом для формирования такой справки является электронное портфолио московского директора «База данных управленческих результатов». Этот, выражаясь языком профессионалов, инструмент управления в течение всего учебного года пополняется информацией о результатах работы школы: сведениями об итогах государственной итоговой аттестации учащихся, их участия в олимпиадах, результатах использования ресурсов, участия данной школы в городских проектах и т.п. При этом аттестационная справка содержит не только действующие показатели, но и оптимальные значения как ориентир для развития школы и повышения качества образования ребят.

Таким образом, руководитель может сверить свои «управленческие часы» и понять, какие направления работы нужно «подрихтовать», а члены комиссии получают объективный материал для анализа и вынесения решения в отношении аттестуемого руководителя. Другими словами, в итоге выигрывают все.

Собеседование проводится в очной форме и обязательно для всех кандидатов, кроме тех руководителей, которым присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». Заседание комиссии транслируется в Интернете в онлайн-режиме. При этом все, кто не успел посмотреть процедуру «живьем», могут сделать это через архивы: архивные записи доступны в разделе «Аттестационная комиссия» на сайте «Школа большого города».

Столичные директора: личный опыт

Хочется подчеркнуть, что московская процедура аттестации основана на уважительном отношении ко времени директора школы. Эти люди и так загружены выше крыши, поэтому подача заявления на аттестацию, запись на тестирование и формирование аттестационной справки осуществляются в электронном виде, дополнительный сбор документов не требуется, а информационные материалы для подготовки размещены на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Руководители московских школ такое отношение к себе, как выяснил «МК», оценили:

— К процедуре аттестации директоров школ, а также кандидатов на должность руководителя образовательной организации в Москве уже все привыкли, — рассказал директор школы №2031 Виктор Донской. — Для других городов, возможно, это станет новшеством. Но никаких особых сложностей и трудностей нет. Единственный серьезный вызов — наличие воли у кандидата. Все зависит от человека. Если он хочет стать руководителем, то есть все возможности, чтобы подготовиться, — многое, например, можно почерпнуть, из еженедельных селекторных совещаний в департаменте образования и науки, на сайте «Школа большого города» или в эфире Московского образовательного телеканала. Все источники открыты! Кроме того, каждому кандидату дается несколько попыток: не смог пройти процедуру тестирования с первого раза, можно подготовиться лучше и сделать новый заход.

Читать еще:  Чем бенефициар отличается от учредителя

— Правила процедуры понятны и прозрачны, — особо подчеркнул он. — Ее первая часть — тестирование: проверяются способности кандидата в области управления школой. Сложного ничего нет: все вопросы — те, с которыми директора московских школ ежедневно сталкиваются в своей работе. Так что человек, способный правильно прочесть вопрос, имеет все шансы пройти тестирование. А вот со второй частью — собеседованием в прямом эфире — сложнее. Это испытание при желании могут увидеть в Интернете все кто угодно: коллеги, родители, учащиеся. Поэтому очень важно, чтобы аттестуемый, отвечая на вопросы комиссии, грамотно формулировал мысли и грамотно описывал все, что происходит в образовательной организации в данный момент. А поделившись своими планами на будущее, он должен не забывать затем об их реализации.

Особо оценили московские директора в новой модели объективность решений комиссий:

— В аттестационную комиссию входят практикующие специалисты — директора школ, представители профсоюза и других общественных организаций, СМИ, — напомнил Донской. — Гарантией их объективности является закрытый характер голосования по кандидатурам, что исключает даже теоретически возможность давления на кого бы то ни было. Да и каждому из членов комиссии со временем тоже предстоит пройти эту процедуру. Так что вряд ли кто-нибудь станет при голосовании кривить душой. Кроме того, помимо ответов на вопросы, на основе портфолио директора для каждого кандидата формируется аттестационная справка по состоянию дел в школе, которой он управляет. В справку входят все основные показатели деятельности школы: результаты детей, доверие родителей, участие школы в основных городских мероприятиях, эффективность использования финансовых ресурсов и т.д. Важно, что отображаются не только актуальные данные, но и динамика изменений за несколько лет. А значит, и уровень профессионализма самого директора и педагогического коллектива в целом. Эффективность этой процедуры в том, что, пройдя ее, кандидатом на должность директора московской школы может стать абсолютно любой человек. Например, коллеги из других городов тоже пробуют свои силы в тестировании и удачно его проходят. Это открытая и прозрачная система, где все зависит от результата твоей работы, а не от каких-то посторонних факторов. Для принятия положительного решения об аттестации достаточно более 50% голосов комиссии «за».

С коллегой согласен и директор школы №1194 Анатолий Ващилин:

— В ходе первого этапа аттестации — тестирования — проверяется, насколько профессионально кандидаты владеют пятью функциональными областями управления: кадрами, ресурсами, процессами, информацией, результатами. Таким образом, столичная модель позволяет исключить из управленческих команд образовательных организаций случайных людей, и это очень важно. Но не менее важно, что эта процедура абсолютно открыта: за ходом аттестации можно наблюдать в Интернете, а в аттестационную комиссию входят не чиновники, а результативные директора московских школ, журналисты, представители общественных организаций. Второй этап аттестации — собеседование. Для его проведения формируется аттестационная справка на основе данных электронного портфолио московского директора «База данных управленческих результатов», где заданы оптимальные для каждой школы цифровые показатели по всем направлениям работы и где фиксируются и накапливаются материалы, демонстрирующие эффективность результатов управленческой деятельности директоров. Вся информация в портфолио вносится автоматически из информационных систем Департамента образования. Аттестационная комиссия анализирует аттестационную справку и проводит собеседование по актуальным вопросам деятельности в системе образования. Аттестация — это многофункциональный инструмент, который в первую очередь стимулирует директоров школ к обеспечению достижения реальных результатов.

Заголовок в газете: Страна выбирает московский подход?
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27920 от 6 марта 2019 Тэги: Школа, Дети , Олимпиада, Наука Организации: Правительство РФ Места: Россия, Москва, Сочи

Аттестация директоров школ: как проходит и к чему готовиться

Директор школы должен обладать множеством навыков, умений и знаний. Ему необходимо уметь общаться с детьми, их родителями, педагогами разных возрастов и квалификации, представителями администрации региона. Хороший руководитель знает правовые аспекты работы школы и способен оперативно разрешить конфликтные ситуации. Чтобы определить, насколько человек отвечает всем необходимым требованиям, проводится аттестация. Расскажем, в каких ситуациях необходима проверка, как она проходит и как к ней подготовиться.

Когда и для чего проводится аттестация директоров

Директор школы должен постоянно развиваться. Ему важно разбираться в современных технологиях, следить за изменениями законодательства (причем не только в сфере образования), хорошо понимать финансовые и экономические аспекты деятельности учебного учреждения. Поэтому аттестация – обязательная процедура, которая способствует профессиональному развитию руководителя и поддерживает его авторитет, повышает уровень теоретической подготовки.

Существует три ситуации, в которых проводится проверка:

  • Период трудоустройства – проходят все претендующие на должность соискатели.
  • Оценка на соответствие должности – проводится в первый год работы.
  • Квалификационная проверка – не менее одного раза в пять лет.

Прежде чем руководитель образовательного учреждения займет свой пост, ему необходимо доказать, что он соответствует всем предъявляемым к должности требованиям. Существуют профстандарты и квалификационные справочники, в которых подробно описано, какими навыками и умениями должен обладать будущий директор, какие у него должны быть образование и опыт. На этом этапе можно оценить знания кандидата и проверить, соответствует ли он предъявляемым к должности требованиям.

В первый год работы новоиспеченному директору придется подтвердить свою квалификацию и пройти еще одну аттестацию – на соответствие занимаемой должности.

В дальнейшем руководителей проверяют не реже одного раза в пять лет. Это стимулирует профессиональный рост руководителей и повышает эффективность их работы.

Некоторые руководители освобождены от аттестации:

  • беременные и находящиеся в декретном отпуске женщины (после выхода на работу проверку можно проводить только через год);
  • назначенные правительством или президентом;
  • проработавшие меньше года.

Как проходит аттестация

Порядок проведения каждый учредитель школы определяет самостоятельно. Учредителем может быть российское правительство, министерство просвещения, министерство культуры, региональный орган управления образования. Ведомство предварительно издает документ, устанавливающий этапы и содержание процедуры.

Аттестация проходит следующим образом:

  • Создается аттестационная комиссия (ее состав определяет учредитель).
  • Составляется перечень кандидатов на должность или уже действующих руководителей школ.
  • Утверждается список вопросов для тестирования и график проведения мероприятий.
  • Комиссии представляют все необходимые документы и материалы.
  • Соискателю на должность или действующему директору сообщают о предстоящем собеседовании за неделю по почте или по телефону, а с приказом о проведении и процедурой он должен быть ознакомлен за месяц (или за две недели в случае с кандидатом на должность).
  • Тестирование в письменном виде примерно на 50 вопросов (от него освобождают победителей конкурсов федерального уровня).
  • Собеседование в устной форме (если результат тестирования отрицательный, к этому этапу сотрудника/кандидата не допускают).

Если действующий директор не сможет явиться на аттестацию, он должен сообщить об этом минимум за три дня до мероприятия. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, возможно вынесение дисциплинарного взыскания.

Свои выводы члены комиссии фиксируют в экспертной справке, которая и становится основанием для вынесения вердикта.

После получения положительного результата кандидат может быть назначен на должность или включен в кадровый резерв, а действующий руководитель подтверждает соответствие занимаемой должности.

Какие документы нужны для аттестации директора

Поскольку каждый учредитель сам устанавливает порядок прохождения проверки, необходимый перечень документов может различаться. Как правило, для проверки представляют:

  • заявление о согласии на проведение проверки и рассмотрение представленных сведений;
  • заявление о согласии на обработку персональных данных;
  • отчет о выполненной за год программе и выписку из решения о рассмотрении отчета;

Отчет о выполненной в течение года работе чаще всего должен сопровождаться отзывом. Его подписывает, а иногда и формирует курирующий школу заместитель начальника местного управления образования. В отзыв включают общие сведения о руководителе (в том числе о его личностных качествах) и школе, о допущенных в ходе работы ошибках и их причинах. Также в отзыв добавляют всестороннюю оценку профессиональной деятельности работника.

Для оценки сотрудника могут понадобиться и дополнительные документы, и главное, чтобы они были представлены вовремя и в полном объеме. В противном случае аттестация может не состояться. В большинстве регионов допускается прием документов в электронной форме.

Кандидат на должность должен также представить документ об образовании, трудовую книжку (или другой документ об опыте работы), документ о повышении квалификации. При наличии нужно добавить к этому списку результат прошлой аттестации, отзыв с предыдущего места работы и любые другие важные, по мнению соискателя, материалы.

Как подготовиться к аттестации

Во-первых, и кандидату на должность, и уже действующему руководителю нужно подготовить все необходимые для аттестации документы. Комиссии понадобятся как оригиналы, так и копии, поэтому сделать их лучше заблаговременно.

Во-вторых, необходима подготовка к тестированию – результат будет считаться положительным при правильных ответах минимум на 2/3 вопросов. Как правило, проверяются знания в части:

  • законов и правовых актов РФ, основ гражданского, бюджетного, трудового, налогового законодательства;
  • приоритетных направлений развития системы образования;
  • теории управления образовательными организациями;
  • знания порядка принятия решений по управленческим вопросам, квалификационных требований к должностям работников школы;
  • понимания основ финансового планирования и аудита.
Читать еще:  Что значит объявленная ценность

В-третьих, важна подготовка к собеседованию. Для него нужно подготовить доклад о своей профессиональной деятельности и наиболее значимых результатах. Комиссия прослушает доклад и при необходимости задаст уточняющие вопросы. Также будут оценены деловые качества, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности и эффективность управления школой.

Какие изменения в аттестации директоров могут быть

По предварительным данным, уже в 2020 году в России может быть внедрен новый вариант системы повышения квалификации педагогов и аттестации директоров школ. Это станет очередным этапом национального проекта «Образование». Сейчас идет общественное обсуждение вопроса, и планируется создать единую модель с учетом успешного опыта регионов.

В частности, так проходит московский двухэтапный вариант проверки:

  • Компьютерное тестирование, которое длится один час. Оно включает в себя теоретические и практические вопросы (всего их 40). Вопросы составлены так, чтобы комиссия смогла оценить управленческие компетенции действующего или потенциального руководителя. Заучить ответы на все вопросы в процессе подготовки невозможно, система автоматически формирует уникальную подборку заданий. При успешном прохождении теста директор допускается ко второму этапу аттестации.
  • Собеседование с комиссией, в которую входят ученые, опытные педагоги, журналисты, общественные деятели, родители, представители профсоюза. Члены комиссии могут задавать вопросы о деятельности директора и оценивать его управленческие решения, которые отображены в аттестационной справке. Этот документ формируется автоматически на базе электронного портфолио. Решение комиссия принимает путем тайного голосования.

Отдельно стоит сказать об открытости, с которой проходит собеседование – трансляцию заседания комиссии можно смотреть онлайн или увидеть ее позже, в архиве записей. Однако, насколько необходимо выкладывать запись на всеобщее обозрение – с этической точки зрения вопрос как минимум спорный.

Отметим, что московским директорам намного проще готовиться к аттестации без отрыва от основной работы: все данные для справок формируются автоматически из специальных информационных систем, а материалы для подготовки можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Предварительная и регулярная аттестация директоров школ – важная процедура, которая позволит не только проверить одного работника, но и повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Контракт заключат не с каждым. Как стать директором школы?

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, – разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. – Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) – собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, – отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. – Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация – одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, – не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. – Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, – вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. – В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно – будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей – 56 не прошли тестирование, 42 – собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, – подытоживает Алексей Рытов. – И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Источники:

http://clubtk.ru/kak-attestovat-rukovoditelya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
http://www.ug.ru/archive/71236
http://www.mk.ru/moscow/2019/03/05/rossiyskaya-shkola-perekhodit-na-moskovskuyu-model-attestacii-direktorov-uchebnykh-zavedeniy.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5de753f29515ee00ade00c3e
http://aif.ru/society/education/kontrakt_zaklyuchat_ne_s_kazhdym_kak_stat_direktorom_shkoly

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: