Что такое кодифицированные федеральные законы
Не кодифицированные федеральные законы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Студентами заочной формы обучения
Контрольная работа выполняется в письменной форме по одному из восьми вариантов, который определяется по первой букве фамилии студента:
А, З, Е, Н – первый вариант; Б, Ф, Ю, М – второй вариант;
В, Ш, О, У – третий вариант; Г, Щ, Э, Я – четвертый вариант;
П, И, Ж – пятый вариант; С, Л, Ч, – шестой вариант;
К, Ц, Т – седьмой вариант; Р, Д, Х – восьмой вариант.
Работа, выполненная с нарушением этого требования, не принимается на рецензирование.
Каждый вариант состоит из задания и задачи.
Задание ориентировано на проверку и закрепление теоретических знаний студента по отдельным, наиболее важным вопросам курса. При выполнении задания нельзя ограничиваться простым переписыванием положений из учебной и иной литературы. Изучив соответствующие источники, важно раскрыть задание логично, обоснованно, с достаточной полнотой. Задания должны выполняться в соответствии со сформулированными в них указаниями. Задания и условия задач переписывать не следует, необходимо указывать только номер варианта. Объем ответа на задание – от 4 до 8 печатных страниц (шрифт Times new roman, кегль 12, межстрочный интервал 1,5).
При решении задач необходимо, прежде всего, уяснить содержание задачи, чтобы определить соответствующую тему курса. Далее следует изучить соответствующую учебную и специальную литературу, нормативные акты и материалы судебной практики. Необходимо самостоятельно сформулировать вопросы, связанные с правами и обязанностями субъектов правоотношений; если в задаче указано решение суда или иного органа — требуется оценить его обоснованность и законность. Решение задачи должно быть основано на изучении всех фактических обстоятельств, указанных в ее условии, содержать выводы, соответствующие сформулированному в тексте задачи вопросу, а также быть обосновано ссылками на конкретные правовые нормы.
Задания
Вариант 1. Правовой статус должника в деле о несостоятельности. Задачи № 3, 12.
Вариант 2.Виды кредиторов и особенности их правового положения в деле о несостоятельности. Задачи № 7, 13.
Вариант 3.Признаки и критерии банкротства. Задачи № 1, 5.
Вариант 4.Порядок обращения с заявлением о признании должника банкротом. Задачи № 4, 15.
Вариант 5.Реабилитационные процедуры банкротства: общие и различные аспекты финансового оздоровления и внешнего управления. Задачи № 3, 5.
Вариант 6.Мероприятия по восстановлению платежеспособности должника во внешнем управлении. Задачи № 1, 11.
Вариант 7.Понятие конкурсной массы и порядок продажи имущества конкурсным управляющим. Задачи № 17, 9.
Вариант 8.Порядок заключения мирового соглашения по делу о банкротстве. Задачи № 4, 16.
Примерные вопросы к зачету
1. Система законодательства о несостоятельности.
2. Субъекты отношений несостоятельности (обзор).
3. Должник (понятие; виды; субъекты, не могущие выступать в роли должника).
4. Кредиторы и их виды.
5. Арбитражный управляющий и его статус.
6. Роль арбитражного суда в деле о несостоятельности. Судебные акты.
7. Собрание и комитет кредиторов: основы правового статуса.
8. Стадии конкурсного процесса (обзор).
9. Признаки и критерии банкротства.
10. Возникновение права на обращение с заявлением о признании должника банкротом.
11. Наблюдение (цели, особенности, субъекты, сроки).
12. Финансовое оздоровление (цели, особенности, субъекты, сроки).
13. Внешнее управление (цели, особенности, субъекты, сроки).
14. Конкурсное производство (цели, особенности, субъекты, сроки).
15. Мировое соглашение.
16. Реестр требований кредиторов и порядок его ведения.
17. Очередность удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве (ст. 134-138, 142 закона).
18. Банкротство гражданина.
19. Упрощенные процедуры банкротства.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Нормативные правовые акты
В настоящий перечень включены основные нормативные правовые акты, необходимые при изучении нормативного института несостоятельности. Нормативные акты расположены в зависимости от юридической силы акта. Кроме того, в список включены важнейшие руководящие разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по вопросам несостоятельности.
При подготовке к занятиям студентам необходимо учитывать следующее: (1) данный перечень не является исчерпывающим, и (2) ссылки приводятся на источник официального опубликования, как правило, первоначального текста нормативного правового акта, то есть без указания изменений и (или) дополнений, внесенных в нормативный правовой акт впоследствии.
Федеральные законы
Кодифицированные федеральные законы
1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.02 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.96 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.02 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
6. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.03 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 г № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.
8. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
9. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.98 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
10. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.00 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
11. Таможенный кодекс РФ от 28.05.03 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
12. Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 3.
13. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Не кодифицированные федеральные законы
1. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ “О военном положении”.
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке РФ (банке России)”.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”.
4. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”.
5. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
6. Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях”.
7. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.
8. Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ”
9. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)”.
10. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках РФ”.
11. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 “Об организации страхового дела в РФ”.
12. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
13. Федеральный закон от 24.06.1999 N 122-ФЗ “Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса”.
14. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
15. Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах”.
16. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
17. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.
18. Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ “О выплатах банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ”.
19. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”.
20. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.
21. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
22. Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ “об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)”.
23. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ “О производственных кооперативах”.
24. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ”.
25. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в РФ”.
26. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.
27. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”.
28. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ “Об архивном деле в РФ”.
29. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах”.
30. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”.
31. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ”.
32. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.
33. Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”.
34. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ “О кредитных историях”.
35. Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах”.
36. Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”.
37. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.
38. Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ “О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц”.
39. Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления”.
40. Федеральный закон от 10.12.2003 N 172-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об организации страхового дела в РФ” и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ”.
Что такое кодифицированные федеральные законы
страница 1
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция Российской Федерации
Международные правовые акты и договоры (согласно ст.15 Конституции они являются составной частью российской правовой системы), в том числе:
Всеобщая декларация прав человека
Международный пакт о гражданских и политических правах
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
Конвенция о правах ребенка
Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека
Соглашение стран Содружества Независимых государств о таможенном союзе
Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образования в европейском регионе
Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении
Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей
и так далее.
Федеральные конституционные законы, в том числе:
«О Государственном гимне РФ»
«О Государственном гербе РФ»
«О Государственном флаге РФ»
«Об Уполномоченном по правам человека в РФ»
«О референдуме РФ»
«О Правительстве РФ»
«О судебной системе РФ»
«О Конституционном Суде РФ»
«О военных судах в РФ»
«Об арбитражных судах в РФ»
«О военном положении»
«О чрезвычайном положении»
Федеральные законы (в т.ч. кодексы, т.е. кодифицированные законы), в том числе:
Гражданский процессуальный кодекс
Кодекс об административных правонарушениях
Арбитражный процессуальный кодекс
Кодекс торгового мореплавания
Кодекс внутреннего водного транспорта
Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
Федеральный закон «Об образовании»
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Федеральный закон «О библиотечном деле»
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»
Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»
Федеральный закон «О языках народов РФ»
Федеральный закон «О наименованиях географических объектов»
Федеральный закон «О недрах»
Федеральный закон «О животном мире»
Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Федеральный закон «О защите прав потребителей»
Федеральный закон «О прокуратуре РФ»
Федеральный закон «О милиции»
Федеральный закон «Об оружии»
Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
Федеральный закон «Об обороне»
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Федеральный закон «О статусе военнослужащих»
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
Федеральный закон «О средствах массовой информации»
Федеральный закон «О рекламе»
Федеральный закон «О связи»
Федеральный закон «О Государственной границе РФ»
Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»
Федеральный закон «О гражданстве РФ»
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
Федеральный закон «О беженцах»
Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащих зонах РФ»
Федеральный закон «О космической деятельности»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»
Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»
Федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий»
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ»
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
Федеральный закон «Об энергосбережении»
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»
Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте»
Федеральный закон «О государственной тайне»
Помимо федеральных законов, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации действуют их законы – законы субъектов Российской Федерации, принятые в рамках компетенции такого субъекта (см. ст.ст.71-73 Конституции Российской Федерации) – например, законы города Москвы, законы Воронежской области, законы Республики Дагестан и т.д.
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.
Указы Президента Российской Федерации, в том числе:
О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
«О государственных должностях в РФ»
«О поэтапной конституционной реформе в РФ»
«Об обеспечении взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ»
«О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»
«О выпуске и обращении жилищных сертификатов»
«О мерах по социальной поддержке многодетных семей»
«О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»
«О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»
«О денежном поощрении лучших учителей»
«О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ»
«Об установлении размеров государственных научных стипендий для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России»
«О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»
«О совершенствовании порядка пересечения государственной границы РФ»
«Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ»
«Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ»
«Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ»
«О государственно регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов»
«О контроле за экспортом из РФ ядерных материалов, оборудования и технологий»
«О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней»
«О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ»
«О мерах по стабилизации положения в угольной промышленности»
«О Концепции национальной безопасности РФ»
«О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»
«О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»
«О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия»
«О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы»
«О совершенствовании телерадиовещания в РФ»
«О реализации государственной политики в области ракетно-космической деятельности»
«О протекционистской политике РФ в области физической культуры и спорта»
«Об использовании Государственного герба РФ спортивными сборными командами РФ»
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, в том числе:
«О правилах дорожного движения»
«Об утверждении перечня территорий РФ с регламентированным посещением для иностранных граждан»
«О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
«Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ»
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
«О маркировке алкогольной продукции акцизными марками»
«О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ»
«Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ»
«Об утверждении правил пользования жилыми помещениями»
«О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода»
«Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
«О премиях Правительства РФ в области культуры»
«О детском доме семейного типа»
«О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов»
«Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения»
«Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ»
«О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства РФ»
«Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация»
«О трудовых книжках»
«Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»
«Об управлении угольной промышленностью»
«Об увеличении размеров штрафов при перевозках грузов водным и автомобильным транспортом»
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти:
Приказы, письма, инструкции, распоряжения федеральных министерств и ведомств (федеральных служб, федеральных агентств)
Телеграммы, указания, письма, информационные письма Центрального Банка РФ и так далее.
Перечень федеральных органов исполнительной власти можно посмотреть на официальном сайте государственных органов РФ:
http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html
Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Наименования нормативных актов и наименования органов исполнительной власти устанавливаются законами таких субъектов Российской Федерации. Например, согласно Уставу города Москвы, исполнительную власть в Москве возглавляет Правительство Москвы, издающее нормативные акты в форме постановлений. Само же Правительство Москвы возглавляется Мэром Москвы, издающим нормативные акты в виде указов и распоряжений. Такая же система существует, например, в Калининградской области (за единственным исключением – Правительство Калининградской области возглавляет не мэр, а Губернатор области, издающий указы и распоряжения).
В то же время, например, в Астраханской области Губернатор области издает постановления и распоряжения, как и возглавляемое им Правительство Астраханской области.
Нормативные акты органов местного самоуправления.
Наименования нормативных актов и наименования органов местного самоуправления устанавливаются ими самостоятельно. Так, например, в Муниципальном образовании «Городской округ Серпухов» Московской области существуют Совет народных депутатов (издает нормативные акты в форме решений), а также Глава городского округа (издает нормативные акты в форме постановлений). А в Муниципальном образовании «Поселок Лисий Нос», расположенном внутри территории г.Санкт-Петербурга, существуют Муниципальный совет (издает нормативные акты в форме решений) и Глава муниципального образования (форма издания нормативных актов для него не определена).
страница 1
Кодифицированные федеральные законы
Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие законы, в том числе и кодифицированные. Так, Налоговым кодексом РФ ] регулируются вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины за совершение нотариальных действий. В главе 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ регламентированы: порядок взимания государственной пошлины, размеры и особенности уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины и т.д.
Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ и других кодифицированных федеральных законов РФ.
Гражданский кодекс РФ как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Множество процедурных норм нотариального производства содержится в разделе V «Наследственное право». [1] [2]
Вопросы обжалования отказа в совершении нотариального действия и его неправильного совершения регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ, главой 37 которого определяется порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.
Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.
Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то по вопросам деятельности нотариата правовое регулирование может осуществляться субъектами РФ. Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. В ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов РФ, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов Российской Федерации законов о нотариате принято не так уж много. В частности, законы о нотариате приняты в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области 1 .
Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами, например Указом Президента РФ № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» от 22 июля 2002 г. и др.
Важное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, имеют нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, которые в некоторых случаях принимаются совместно с Федеральной нотариальной палатой РФ. Так, например, приказом Минюста России № 91 от 15 марта 2000 г. [3] [4] утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации; приказом Минюста РФ № 179 от 21 июня 2000 г. [5] утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.
- [1] 1 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от
- [2] июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2009. № 27. Ст. 3383.
- [3] См.: Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. Настольная книганотариуса: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. I. М.: Волтере Клувер, 2004. С. 22.
- [4] См.: Бюллетень МЮ РФ. 2000. № 4.
- [5] См.: РГ. 2000. 5 июля.
Кодекс. Что такое кодифицированный закон?
Все мы обязаны жить по законам. Какие-то из них созданы для защиты интересов государства и общества, а какие-то просто устанавливают определенный порядок действий, дабы мы знали, что и каким образом совершать. Большинство законов существуют в свободной форме, но есть и кодифицированные, наиболее значимые и известные для общества.
«Закон суров, но закон»
Конечно, когда появился первый кодекс, уже никто с точностью не скажет. Корни их восходят еще к античной Греции и Риму, но вот активная кодификация законодательства началась ближе к Советской эпохе (XX век). Стоит отметить, что именно благодаря систематизации законодательства появился кодекс. Что такое систематизация? Это урегулированный, интеллектуальный процесс по приведению законодательных актов в структурированный, системный вид. Началась она достаточно давно, но активно начала применяться лишь с XVII-XVIII вв., как пример, знаменитый Кодекс Наполеона. В дальнейшем систематизация законодательства станет одной из важнейший задач государственных органов. Стоит понимать, что закон призван регулировать и контролировать, наказывать и пресекать, так что, как правило, выполняет защитную и карательную функции, а потому его соблюдение просто обязательно для всех, на кого он рассчитан.
Каким образом систематизируются законы
Вообще, видов систематизации 3 – кодификация, консолидация, инкорпорация. В нашей правовой семье (романо-германской) наиболее развита кодификация, результатом которой и является кодекс. Что такое кодификация? Это вид систематизации законодательства, при котором все нормативно-правовые акты уровня «закон», регулирующие одну сферу жизни общества, объединяются в один. Проще говоря, кодекс – это набор федеральных законов, да и сам он является таким законом, поэтому нередко его называются Федеральный Кодекс. В настоящее время в Российской Федерации существует огромное множество кодексов – от известного нам Гражданского до Уголовно-исполнительного, и все созданы посредством кодификации законов. Они могут дополняться, изменяться и прекращать свое существование лишь на основании отдельных федеральных законов, с указанием в таковых об этом. Федеральный закон, по общему правилу, действует на всей территории нашего государства и обязателен к исполнению всеми его резидентами (начиная от физических лиц и заканчивая государственными органами) и даже лицами без гражданства, лицами-гражданами другого государства и т.п.
Цели и задачи
В первую очередь кодексы призваны регулировать сферы общественной жизни, причем достаточно четко. В зависимости от того, какую сферу регулирует кодекс, у него имеются свои задачи и цели, хотя есть и единые для всего законодательства – поддержание интересов общества и государства, их защита. Каждый из нормативно-правовых актов должен иметь предмет регулирования, в том числе, и кодекс. Что такое все это значит? Общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности. Они могут быть как в рамках закона, так и нарушать его. Помимо этого, если говорить именно о кодификации, стоит отметить, что ее целью также является создание такого акта, который был бы наиболее удобен для граждан. То есть, государство заботится о воспитании правовой культуры посредством создания доступных и понятных актов. Конечно, далеко не все статьи кодексов вам будут понятны, если вы не юрист, но для этого создаются дополнительные интерпретационные акты, пишутся комментарии к кодексам – это работа высших органов судебной и законодательной власти.
Восприятие
Каждый кодекс воспринимается обществом и даже государством по-своему: многое зависит от целей и задач, которые он ставит перед собой, от круга общественных и государственных интересов, которые он защищает. Знаменитая, закрепленная в законе фраза – «незнание закона не освобождает от ответственности» – является предметом постоянных дискуссий, ведь, одно дело – знать уголовный закон, совсем другое – знать весь перечень административных правонарушений, которые могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. Тем не менее, принцип знания закона закрепляет презумпцией любой кодекс. Что такое презумпция и зачем она закрепляется? Это положение, не требующее обоснования (как аксиома в геометрии), а закрепление ее необходимо для придания юридической силы.
Кодифицированные федеральные законы это
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
2) Федеральные конституционные законы
3) Федеральные законы
4) Законы субъектов федерации.
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:
— Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
— Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.[13]
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
— кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.
Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации
действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и
действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных в предметам ведения субъектов федерации.
Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на
постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);
временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ “О федеральном бюджете РФ на 1999 год”.);
чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).
По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на
По кругу лиц законы можно подразделить на
— общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);
— специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).
По сфере действия законы можно подразделить на
— общие – действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);
— местные – действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).[14]
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10359 — | 7872 —
или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Все мы обязаны жить по законам. Какие-то из них созданы для защиты интересов государства и общества, а какие-то просто устанавливают определенный порядок действий, дабы мы знали, что и каким образом совершать. Большинство законов существуют в свободной форме, но есть и кодифицированные, наиболее значимые и известные для общества.
«Закон суров, но закон»
Конечно, когда появился первый кодекс, уже никто с точностью не скажет. Корни их восходят еще к античной Греции и Риму, но вот активная кодификация законодательства началась ближе к Советской эпохе (XX век). Стоит отметить, что именно благодаря систематизации законодательства появился кодекс. Что такое систематизация? Это урегулированный, интеллектуальный процесс по приведению законодательных актов в структурированный, системный вид. Началась она достаточно давно, но активно начала применяться лишь с XVII-XVIII вв., как пример, знаменитый Кодекс Наполеона. В дальнейшем систематизация законодательства станет одной из важнейший задач государственных органов. Стоит понимать, что закон призван регулировать и контролировать, наказывать и пресекать, так что, как правило, выполняет защитную и карательную функции, а потому его соблюдение просто обязательно для всех, на кого он рассчитан.
Каким образом систематизируются законы
Вообще, видов систематизации 3 – кодификация, консолидация, инкорпорация. В нашей правовой семье (романо-германской) наиболее развита кодификация, результатом которой и является кодекс. Что такое кодификация? Это вид систематизации законодательства, при котором все нормативно-правовые акты уровня «закон», регулирующие одну сферу жизни общества, объединяются в один. Проще говоря, кодекс – это набор федеральных законов, да и сам он является таким законом, поэтому нередко его называются Федеральный Кодекс. В настоящее время в Российской Федерации существует огромное множество кодексов – от известного нам Гражданского до Уголовно-исполнительного, и все созданы посредством кодификации законов. Они могут дополняться, изменяться и прекращать свое существование лишь на основании отдельных федеральных законов, с указанием в таковых об этом. Федеральный закон, по общему правилу, действует на всей территории нашего государства и обязателен к исполнению всеми его резидентами (начиная от физических лиц и заканчивая государственными органами) и даже лицами без гражданства, лицами-гражданами другого государства и т.п.
Цели и задачи
В первую очередь кодексы призваны регулировать сферы общественной жизни, причем достаточно четко. В зависимости от того, какую сферу регулирует кодекс, у него имеются свои задачи и цели, хотя есть и единые для всего законодательства – поддержание интересов общества и государства, их защита. Каждый из нормативно-правовых актов должен иметь предмет регулирования, в том числе, и кодекс. Что такое все это значит? Общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности. Они могут быть как в рамках закона, так и нарушать его. Помимо этого, если говорить именно о кодификации, стоит отметить, что ее целью также является создание такого акта, который был бы наиболее удобен для граждан. То есть, государство заботится о воспитании правовой культуры посредством создания доступных и понятных актов. Конечно, далеко не все статьи кодексов вам будут понятны, если вы не юрист, но для этого создаются дополнительные интерпретационные акты, пишутся комментарии к кодексам – это работа высших органов судебной и законодательной власти.
Восприятие
Каждый кодекс воспринимается обществом и даже государством по-своему: многое зависит от целей и задач, которые он ставит перед собой, от круга общественных и государственных интересов, которые он защищает. Знаменитая, закрепленная в законе фраза – «незнание закона не освобождает от ответственности» — является предметом постоянных дискуссий, ведь, одно дело — знать уголовный закон, совсем другое — знать весь перечень административных правонарушений, которые могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. Тем не менее, принцип знания закона закрепляет презумпцией любой кодекс. Что такое презумпция и зачем она закрепляется? Это положение, не требующее обоснования (как аксиома в геометрии), а закрепление ее необходимо для придания юридической силы.
Федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, федеральным конституционным законам. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. — М., 2002- С. 213. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах.
Среди федеральных законов особо можно выделить кодифицированные законы.
Кодифицированный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 1998. — С. 234. Кодифицированные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — это Основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в РФ действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие. Чаще всего используемый вид кодифицированного закона — это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В правовой системе могут существовать и иные виды кодифицированных актов: уставы, положения, правила и т.д.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права.
В отличие от федеральных конституционных законов для принятия или изменения федеральных законов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3) большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов. Различия в процедуре принятия и изменения ФКЗ и ФЗ отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.
Таким образом, федеральные законы — принимаются во исполнение федеральных конституционных законов.
Источники:
http://studopedia.ru/21_114306_ne-kodifitsirovannie-federalnie-zakoni.html
http://pora.zavantag.com/stati/federalenie-zakoni-v-t-ch-kodeksi-t-e-kodificirovannie-zakoni/main.html
http://m.studref.com/454181/pravo/kodifitsirovannye_federalnye_zakony
http://autogear.ru/article/240/919/kodeks-chto-takoe-kodifitsirovannyiy-zakon/
http://nasledstvo2.ru/kodificirovannye-federalnye-zakony-jeto.html