Экспертиза по 44 фз образец
Акт экспертизы по 44-ФЗ
Когда нужна экспертная оценка
Она нужна, когда приходит время принимать сделанную работу. Исполнение условий, которые прописаны в контракте по ФЗ № 44, подразумевает экспертную проверку осуществленной работы, поставленного товара или предоставленной услуги. Делать это придется заказчику. На него же ложатся все расходы, связанные с оплатой труда сторонних экспертов.
Итоги фиксируются в акте. Что будет, если вы не проведете экспертизу или отнесетесь к ней формально: например, не составите образец приказа об экспертизе по 44-ФЗ? Это чревато тем, что вы получите товары ненадлежащего качества или не в том количестве. Если это вас не пугает, знайте, что за такую халатную приемку оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.
Образец приказа
Виды проверки
В 44-ФЗ установлены 2 вида проверок:
- Внешняя (с привлечением экспертов).
- Внутренняя (своими силами).
С 31.07.2019 вступил в действие 71-ФЗ. Он признал утратившей силу ч. 4 ст. 94 44-ФЗ о внешней экспертизе поставленного товара или работ, которая проводится при участии сторонних экспертов в соответствующих сферах деятельности. Вместе с этим вступила в силу ч. 4.1 ст. 94 44-ФЗ о том, что правительство вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями оценки товаров, работ, услуг, которые реализованы. Пока такого постановления не принято.
Обязанности проводить экспертную оценку нет, но у заказчика осталось право привлекать экспертов для приемки. Это прописано в ч. 3 ст. 94 44-ФЗ. Экспертиза капитального ремонта, реконструкции, сноса объекта и других работ требует специальных знаний и проверки скрытых дефектов: рекомендуем привлекать экспертов.
Можно проводить проверку силами своей организации, это будет внутренней проверкой. Для нее вы можете назначить одного сотрудника или сформировать комиссию из числа своих работников.
Если у вас уже есть приемочная комиссия, можете передать ей полномочия по экспертной проверке (Письмо Минфина России от 27.10.2017 № 24-03-07/71512).
Комиссия может быть назначена для однократной проверки закупки или могут быть постоянно действующим органом, проверяющим все закупки.
По задумке Минсельхоза, экспертиза продуктов питания будет проводиться по особым правилам. В ч. 13 ст. 34 44-ФЗ решили включить пункт 3 о том, что в контракте нужно прописать условия о проведенных лабораторных исследованиях закупаемого продовольствия или пищевой продукции в закупках на оказание услуг общепита. Платить за эти услуги придется поставщику.
Законопроект об этом опубликован на сайте проектов нормативных актов.
Как составить акт внутренней проверки
Отдельное заключение комиссии составлять необязательно. Но часто на практике результаты проверки оформляются отдельным экспертным заключением. Нарушением это не будет. Укажите в нем:
- дату и место оформления;
- номер, предмет контракта и дату его подписания;
- данные о подрядчике или поставщике;
- дату поставки, сдачи работ либо оказания услуг;
- перечень документов при поставке и их реквизиты;
- сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
- подписи экспертов.
Достаточно указать в акте или товарной накладной, что оценка проведена, каков ее результат, поставить подписи экспертов. Если обнаружено несоответствие товара условиям, прописанным в контракте, то нужно указать, в чем именно оно проявляется (Письмо Минфина России от 26.10.2017 № 24-03-08/70501).
Примеры формулировок заключения экспертов в документе о приемке:
«Экспертиза поставленного товара проведена. Товар соответствует условиям контракта.
Экспертизу провели: Иванов И.И. — начальник АХО, Петрова П.П. — экономист».
Если продукция не соответствует требованиям контракта, используйте такие формулировки:
«Экспертиза проведена, услуга не соответствует условиям контракта. В нарушение п. 6.2 Технического задания 22.01.2019 уборка коридоров первого этажа проводилась не в полном объеме: выносился мусор из корзин, влажная уборка не осуществлялась.
Факты нарушений зафиксированы системой видеонаблюдения.
Экспертизу провел: Иванов И.И. — начальник АХО».
Образец заключения
Как составить акт внешней проверки
Если воспользуетесь правом привлечь сторонние экспертные организации, после окончания их работы получите образец заключения внешней экспертизы по 44-ФЗ. Проверьте: там должна стоять подпись эксперта или уполномоченного члена экспертной организации (часть 7 статьи 41 закона № 44-ФЗ).
Если контролеры нашли нарушения, которые все же не препятствуют приемке, в заключение они могут включить предложения об их устранении. Опционально могут быть отмечены сроки их устранения. Приемочная комиссия компании должна принимать к сведению выводы и предложения экспертов, которые включены в заключение (ч. 5, 7 ст. 94 закона № 44-ФЗ).
Как провести экспертизу по 44-ФЗ
Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя проведение экспертной проверки товара, работы или услуги. Это значит, что заказчику необходимо провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору. Обратим внимание на тот факт, что если по договору исполнение обязательств происходит поэтапно, то и аудит результатов проводится по окончании каждого этапа, даже если соглашением эти этапы не закреплены, но по факту приемка и оплата осуществляются частями.
Как проводить экспертизу по 44-ФЗ
По закону, для проведения экспертизы по 44-ФЗ заказчик обязан привлекать эксперта, если закупка проводилась у единственного поставщика — так называемая внешняя экспертиза по 44-ФЗ. Исключения составляют:
- закупка услуг экспертных организаций;
- разработка проектной документации объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, которые уже подвергались исследованию;
- торги, которые осуществляются на основании п. 1-9, 14, 15, 17-23, 24 (для федеральный нужд), 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40-42, 44-48, 50-54 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (к примеру, посещение кинотеатра, зоопарка или проведение работ по мобилизационной подготовке).
Правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит.
При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку.
Как проверить самостоятельно
Провести экспертную проверку можно и своими силами. Вам понадобится образец акта экспертизы по 44-ФЗ (бланк), скачайте его в статье.
- руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
- приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;
- документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).
Когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.
Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах.
Оплатить внешний аудит обязан организатор. И он не имеет права включить эту статью расходов в контракт.
Ответственность при проведении экспертизы
27.12.2018 президент подписал законы об ответственности за ложную экспертизу в госзакупках. Изменения внесены в Уголовный кодекс, КоАП и Закон о контрактной системе.
За заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2 250 000 руб.) грозит штраф до 300 000 руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека. Осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести конкретные виды деятельности.
Административную ответственность установили в виде штрафа: от 30 000 до 50 000 руб. — для физлиц и от 100 000 до 150 000 руб. — для юрлиц. Экспертов также могут отстранить от закупок на срок от шести месяцев до года.
Федеральный закон от 27.12.2018 № 510-ФЗ
Федеральный закон от 27.12.2018 № 520-ФЗ
При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов, в соответствии с частями 8, 9, 10 статьи 7.32 КоАП.
Образец заключения экспертизы по 44-ФЗ
Образец экспертизы по 44-ФЗ своими силами
Образец акта приемки по 44-ФЗ
Статья 94 44-ФЗ «Особенности исполнения контракта»
§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта.
1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных пунктами 1-9, 14, 15, 17-23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47-48, 50-54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
9. Результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражается заказчиком в отчете, размещаемом в Единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
10. К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.
11. Порядок подготовки и размещения в Единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).
Экспертное заключение по 44-ФЗ: образец и бланк
Под экспертизой в соответствии с нормами ФЗ№44 принято понимать процесс проверки качества обязательств, которые были исполнены. В ходе ознакомления с результатами заказчик организует экспертизу. Сделать это можно в самостоятельном порядке или с привлечением экспертов. Вне зависимости от выбранного способа потребуется аудит по завершении каждого этапа и вынесение окончательного заключения. Как оно выглядит, чем регулируется, и какова ответственность за игнорирование норм закона, будет рассмотрено в статье.
Нормативные акты
В законе ФЗ№44 нет ситуаций, в которых экспертное исследование может не организовываться. В соответствии с данными нормами она должна быть проведена абсолютно по любому договору, включая те, что составлены по п. 4 ст. 93 ФЗ№44. Говоря простыми словами, на важность организации данного мероприятия не оказывает влияния ни один из вышеприведенных факторов:
- предмет сделки;
- основание для ее оформления;
- цена.
Так что мера должна быть принята даже в том случае, если на практике такая возможность отсутствует. Разумеется, организовать такое мероприятие проблематично. Хотя на законодательном уровне порядок его проведения не установлен. Поэтому в ряде ситуаций исследование будет формальным и заключаться только в подтверждении факта его организации.
В законодательстве сказано, что экспертиза выступает в качестве неотъемлемой части процесса, связанного с приемкой продукции на основании контракта. Поэтому она проводится каждый раз, прежде чем заказчик подпишет бумаги о приемке. Если в документах продукция принимается каждый месяц, периодичность проведения экспертизы аналогичная. Если каждый день – то же самое. И проводится весь этот комплекс работ до приемки продукции.
Скачать бланк образца акта приёмки товаров (работ, услуг); образец экспертизы; экспертное заключение, сделанное своими силами — образец внутренней экспертизы; иную документацию:
Как проводить экспертизу по 44-ФЗ
Если закупка осуществлялась у единственного поставщика, от заказчика требуется привлечение специалиста, то есть экспертиза будет иметь внешний характер. Однако предусмотрено несколько исключительных ситуаций:
- проведение закупок у экспертных контор;
- разработка документов проектного характера в отношении объектов капитальной застройки и итогов организации инженерных изысканий, которые уже были исследованы;
- торги, проводимые для обеспечения федеральных нужд и потребностей;
- иные случаи, требующие организации аудита подобного рода.
Как проверить самостоятельно
Организовать проверку экспертного уровня можно и без привлечения сторонних специалистов. Для этого потребуется образец акта. Порядок мероприятий выглядит следующим образом:
- издание внутреннего приказа со стороны руководителя, относящегося к стороне заказчика, о формировании комиссии, в состав которой входит свыше 5 человек;
- проведение приемки в указанном в соглашении порядке;
- документ, оформление которого производилось в процессе приема товара, это бумага, подтверждающая факт организации экспертных мероприятий (чаще всего речь идет об акте приема-передачи или же другой бумаге, закрепляющей факт исполнения контракта и перечень имеющихся претензий).
Если по какой-либо причине организатор посчитал, что обязательства по соглашению другой стороной исполнены не были или были исполнены не в полной мере, недостаточно качественно, требуется направление отказа с указанием всех причин, по которым работа не подошла. Порядок отказа от взаимодействия определяется и устанавливается на государственном уровне.
От заказчика также требуется создание отчета о том, что все условия контракта исполнены или не исполнены. Если вести речь об исследовании внешнего характера, по его завершении требуется оформление отдельной бумаги, содержащей сведения о дне, времени и месте проведения, количестве членов комиссионной группы и их именах, подведенных итогах. Оплата услуг внешнего аудита является обязанностью самого организатора, поэтому такая сумма в контракт не включается.
Ответственность при проведении экспертизы
В 2018 году были подписаны соответствующие законы, устанавливающие ответственность за ложную экспертизу в сфере государственных закупок. Перечень изменений был внесен в УК РФ, Кодекс по административным правонарушениям и нормы законодательства о контрактной системе.
Априори ложные результаты, которые привели к нанесению серьезного ущерба в сумме свыше 2,225 млн. р., предполагают начисление штрафных санкций в размере до 300 т. р. Если в ходе преступления будет нанесен колоссальный урон здоровью человека или даже его жизни, наказание будет более серьезным. Есть вероятность осуждения, лишения права на занятие крупных должностей, осуществление определенных видов деятельности.
Административная ответственность подразумевает начисление штрафных санкций:
- физические лица (то есть рядовые граждане) платят 30-50 т. р.;
- юридические лица пополняют казну государства на 100-150 т. р.
Наряду с этим эксперты рискуют быть отстраненными от закупок на 6-12 месяцев. Если же должностное лицо примет решение об организации экспертного исследования с игнорированием основных условий контракта, оно будет платить штрафы в следующих размерах (регламент – Кодекс по административным нарушением РФ, ст. 7.32):
- ч. 8 – 20 000 – игнорирование нормативов законодательства, связанных с организацией экспертизы или нарушением норм на отдельных ее этапах, если от заказчика требуется привлечение сторонних экспертов;
- ч. 9 – сумма штрафа та же – отсутствие составленных бумаг, связанных с приемкой поставленной товарной позиции, осуществленной работы или оказанной услуги;
- ч. 10 – 20-50 т. р. – приемка товара/работы/услуги при их очевидном несоответствии базовым условиям контракта, если их исправления со стороны поставщика не произошло и вызвало дополнительные расходы финансов из бюджета Российской Федерации, а также снижение объема товаров/работ/услуг, предназначенных для обеспечения потребностей государственного и муниципального характера.
Акт приемки товаров
Случаи, когда нет необходимости в проведении экспертизы результатов исполнения контракта
Согласно положениям действующих норм законодательства, заказчик обязуется организовать экспертизу по любому контракту, созданному в целях обеспечения нужд государственного и муниципального характера. Форма закупки при этом никакого значения не имеет. Разница состоит в необходимости привлечения экспертов или возможности обходиться собственными силами.
Если говорить об электронных торговых операциях, которые так и не состоялись, необходимость в организации экспертизы будет зависеть от стартовой максимальной стоимости договора и размера установленной для заключения контракта суммы. Ни внутренняя, ни внешняя экспертиза не потребуется в следующих ситуациях:
- если закупка организуется по контракту и подразумевает оказание экспертных услуг, не зависимо от формата проведения и статуса исполнителя;
- если закупка организуется по договору, и ее объектом является подготовка бумаг, связанных с объектами капитального строительства, организацией изысканий.
Во всех остальных случаях экспертиза нужна, и ни предмет, ни стоимость договора на необходимость ее проведения не влияют. Ведь с ее помощью можно «узаконить» сделку и разработать регламент для ее грамотного и рационального проведения. Если не провести исследование в случае, когда оно требуется в обязательном порядке, сторона понесет административную ответственность в виде наказания – штрафной санкции.
Инструкция по проведению экспертизы по 44-ФЗ
Акт приемки-передачи внутренней экспертизы по 44 ФЗ своими силами — это один из документов, которые составляются для приемки товаров, работ, услуг. Но эксперты заказчика — не единственный способ принять ТРУ. Можно привлечь специализированную организацию.
Как провести внутреннюю проверку
Внутренней экспертизой называется проверка качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами. Если контракт исполняется поэтапно, то экспертизу нужно проводить для каждого этапа. Это указано в п. 1 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ.
В исключения попали случаи, которые вправе определить правительство. Пока таких актов не принято, и заказчики не обязаны привлекать экспертов и экспертные организации, а могут принимать товары, работы и услуги сами.
Чтобы провести внутреннюю проверку, назначьте одного сотрудника или сформируйте экспертную комиссию. Сотрудник или комиссия назначаются для экспертной проверки одной закупки или исполняют эти функции на постоянной основе.
Желательно, чтобы сотрудник обладал специальными познаниями, опытом и квалификацией, которые связаны с предметом закупки. Например, если покупаете лекарства, экспертную деятельность поручите сотруднику с фармацевтическим образованием, а в госзакупках компьютерного оборудования — специалисту в IT-сфере. Проверьте, что у такого сотрудника нет родственных и других связей с поставщиком, которые влияют на проверку.
Внутренний эксперт назначается приказом. В нем укажите такие сведения:
- Ф.И.О. и должность;
- реквизиты закупок, которые нужно проверить;
- сроки проведения;
- алгоритм подведения итогов;
- возможность запросить допматериалы по выполнению обязательств контракта.
Состав и порядок экспертной комиссии оформляется приказом и положением. В это положение включите:
- задачи и чем руководствуется комиссия;
- ее полномочия. Например, комиссия может запрашивать у заказчика и поставщика дополнительные материалы;
- порядок оформления результатов.
Чтобы передать полномочия по проведению проверки приемочной комиссии, укажите в положении, что она проводит экспертизу.
Что проверить
Когда поставили товар, проверьте его количество и характеристики. Они должны полностью соответствовать спецификации в госконтракте. Если у продукции есть срок годности, проверьте, не закончился ли он. Просмотрите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, которые поставщик передает вместе с товаром.
Когда принимаете услуги и работы, проверяйте, чтобы их сделали в полном объеме и в срок. Сравните, например, акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по контракту. Если выявите нарушения, зафиксируйте их на фото или видео. Это следует из ч. 3 ст. 94 44-ФЗ и подтверждается практикой.
Как оформить результаты
Отдельное экспертное заключение составлять необязательно. Укажите в акте или товарной накладной, что проверили качество и характеристики, результат проверки, подписи проверяющих.
Часто на практике заказчики оформляют результаты отдельным экспертным заключением. Это не нарушение. В заключении укажите:
- дату и место, когда составляется документ;
- номер, дату, предмет контракта;
- сведения о поставщике;
- дату поставки, выполнения работ или оказания услуг;
- перечень документов при поставке и их реквизиты (вид документа, номер, дата и т. д.);
- сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
- подписи.
Как провести внешнюю проверку
Выберите стороннего эксперта или экспертную организацию и подпишите с ними контракт по правилам Закона о контрактной системе. Заказчики привлекают сторонних экспертов, чтобы проверить выполнение условий контрактов и оценить конкурсную документацию и насколько конкурсные заявки соответствуют дополнительным требованиям, которые предъявляются к участникам закупок.
Внешний эксперт отвечает на поставленные вопросы. Результаты такой экспертизы оформляются заключением, которое подписывается экспертом или представителем экспертной организации.
С 31.07.2019 пропала необходимость проводить внешнюю экспертизу, ч. 4 ст. 94 44-ФЗ утратила силу. Но осталось право это делать по своему усмотрению. С этой же даты у правительства появилась возможность утвердить перечень случаев, когда заказчики обязаны привлекать сторонних экспертов. Это закреплено в ч. 4.1 ст. 94 44-ФЗ. Пока даже проекта такого акта нет.
Чтобы заключить договор с экспертом или экспертной организацией, проводите закупку в обычном порядке или заключите контракт с единственным поставщиком, соблюдая все ограничения, которые предусмотрены для этого способа.
Как заключить контракт с экспертом
Специальных требований для контрактов с экспертами нет. Соблюдайте общие требования, которые установлены в 44-ФЗ. Рекомендуем в соглашение включить такие данные:
- предмет, вопросы, на которые обязан ответить эксперт, или порядок установления таких вопросов;
- функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
- сроки проведения экспертизы;
- обязанность эксперта, экспертной организации письменно уведомить вас и поставщика о допустимости участия в проверке и отсутствии оснований для отказа от ее проведения перед началом экспертизы. Это указано в ч. 3 ст. 41 44-ФЗ);
- условие об ответственности эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя и должностных лиц;
- иные условия, которые являются обязательными для включения в контракт по ст. 34 44-ФЗ.
Как принять результаты
После проверки получите заключение. Оно подписывается экспертом или представителем экспертной организации, у которого есть полномочия. Это зафиксировано в ч. 7 ст. 41 44-ФЗ.
Если по итогам экспертизы результатов исполнения контракта выявлены недостатки, которые не мешают принять товар, работу или услуги, в заключение включаются предложения об устранении этих нареканий, в том числе указывается срок, за который их придется исправить. Учитывайте выводы и предложения экспертов, которые указаны в заключении (ч. 5, 7 ст. 94 закона № 44-ФЗ).
А услуги по проведению экспертизы принимаются в общем порядке, который прописан в 44-ФЗ и госконтракте.
Экспертиза по 44-ФЗ: внешняя или силами заказчика. Перечень общих требований и образцы акта и положения
Действующие нормы законодательства, в частности, положения статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорят о том, что заказчик должен проводить в ходе приемки результатов исполнения контрактов экспертизу таких результатов.
- 8 (800) 600-36-17 –Регионы
- +7 (499) 110-33-98 –Москва
- +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
Случаи обязательного проведения экспертизы и возможности отказа от нее при проверке результатов исполнения условий контракта
На основании требований указанной выше статьи заказчик обязан проводить экспертизу, направленную на выявление результатов исполнения контракта и соответствия таких результатов заявленным требованиям в отношении всех контрактов и договоров, целью заключения которых является удовлетворение нужд такого заказчика. Однако далеко не всегда при проведении экспертизы есть возможность обойтись своими силами путем работы внутренней экспертной комиссии.
Если закупка была проведена на основании статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то не будет необходимости в проведении внешней экспертизы в случае, если такие закупки проведены по следующим основаниям:
- закупки проводились на основании определения перечня исполнителей, сформированного приказами контролирующих органов в сфере закупок, а также у субъектов естественных монополий (регламентация таких закупок происходит с помощью пунктов 1-9 части 1 указанной статьи);
- закупка проводится в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также по приобретению билетов на культурно-массовые мероприятия, которые признаны в качестве объекта авторских и смежных прав (регламентируются пунктами 14 и 15 части 1 статьи 93);
- закупочная процедура направлена на заключение контракта по итогам процедур, которые признаны несостоявшимися, либо речь идет о таких закупках, которые направлены на обеспечение качественного управления многоквартирными домами либо направлены на оказание услуг по охране какого-либо имущества (регулирование процедур происходит на основании положений пунктов 17-30 части 1 статьи 93);
- целью проведения закупки является получение банковской гарантии, закупка лекарственных средств и т. п. (процедуры регулируются положениями пунктов 32-33, 36, 40-42, 44-48 части 1 статьи 93);
- закупка проводится с целью заключения контракта на оказание экспертных услуг (не играет роли форма закупки, а также отношение потенциального исполнителя к разряду физических или юридических лиц);
- закупка имеет целью заключение контракта на подготовку проектно-сметной документации, которая будет использоваться в отношении объектов капитального строительства. Однако следует помнить, что необязательность проведения внешней экспертизы результатов исполнения контракта в данном случае характерна только для случаев, когда речь идет о повторном проведении исследования, если ранее идентичное исследование и подготовка проектно-сметной документации уже проводились.
Если вести речь о закупках, проведенных в конкурентной форме и признанных несостоявшимися, определение необходимости проведения внешней или внутренней экспертизы будет осуществляться на основании того, каково было значение начальной максимальной цены контракта или договора, объявленной для проведения такой закупки.
В остальных случаях, кроме перечисленных выше, проведение экспертизы будет являться обязательным условием, без которого невозможно определить полноценность исполнения условий контракта в части достижения максимально качественных результатов такого исполнения.
Правила проведения внешней экспертизы
Проведение внешней экспертизы является обязательной в тех случаях, когда речь идет о контракте, заключенном по итогам конкурентной процедуры, признанной несостоявшейся. Речь идет о контрактах и договорах, правовым основанием для заключения которых являются положения пунктов 25.1-25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Правительство РФ в отношении таких контрактов рекомендует привлекать специализированные экспертные организации, которые смогут сформировать исчерпывающие ответы на вопросы о качестве исполнения взятых на себя обязательств.
При этом для того, чтобы результаты такой экспертизы не были оспорены исполнителем по контракту или договору, к самой внешней экспертизе и порядку ее проведения предъявляются определенные требования:
- проводить экспертизу должен специалист, обладающий специальным образованием и опытом работы в отношении предмета оцениваемой закупки, либо в состав экспертной комиссии должны входить такие лица (уровень знаний и квалификации должны быть подтверждены документально, а сами такие подтверждающие документы должны предоставляться по запросу заинтересованных лиц);
- для проверки результатов исполнения контракта может быть осуществлена произвольная выборка образцов из всего поставленного товара, либо происходит выход на произвольный объект с изучением всего объекта либо какой-то его части с целью определения качества выполненных работ;
- проведение самой внешней экспертизы должно осуществляться в течение периода времени от пятнадцати до сорока дней, а заключение должно быть подготовлено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения экспертных изысканий.
Проведение внешней экспертизы осуществляется в следующих случаях:
Если заказчику необходимо провести внешнюю экспертизу, он обязан соблюсти следующие правила:
- контракт на оказание экспертных услуг может быть заключен с организацией или физическим лицом только посредством соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» (тип процедуры заказчик определяет самостоятельно исходя из срочности заключения контракта и объема начальной максимальной цены контракта или договора);
- сам текст контракта на оказание экспертных услуг должен подписываться до момента, когда исполнитель по проверяемому контракту или договору предоставит заказчику документы об окончании исполнения взятых на себя обязательств;
- у заказчика есть право сформировать перечень тех требований, которым должны соответствовать привлекаемые эксперт либо организация, с которыми будет заключен соответствующий договор (в такой перечень требований могут быть включены требования о наличии образования, опыта работы в данной сфере, количестве проведенных экспертиз по конкретному профилю, соответствующему профилю изучения предмета закупки). Но если такие требования ограничивают конкуренцию среди потенциальных исполнителей контракта на оказание экспертных услуг, они будут признаны незаконными, с точки зрения действующего законодательства.
Если говорить о порядке проведения внешней экспертизы, она будет состоять из следующих шагов:
- корректировка плана-графика закупок путем внесения в него закупки об оказании экспертных услуг и размещение внесенных изменений в Единой информационной системе в сфере закупок. Если закупка не будет отражена в плане-графике, это может быть расценено контролирующими органами, как нецелевое расходование бюджетных средств, что может повлечь санкции в отношении такого заказчика;
- следующим шагом становится собственно закупочная процедура в отношении экспертных услуг;
- когда контракт на оказание экспертных услуг был подписан, начинается сама проверка посредством получения образцов для проведения экспертного исследования и осуществление собственно такого исследования;
- завершает всю процедуру формирование экспертного заключения, на основании которого заказчик принимает решение о возможности принятия или непринятия результатов исполнения контракта или договора.
Порядок проведения внутренней экспертизы
Если нормами действующего закупочного законодательства не установлены требования, в соответствии с которыми в обязательном порядке должна проводиться только внешняя экспертиза результатов исполнения контракта, заказчик может провести такие экспертные изыскания своими силами путем привлечения внутреннего экспертного коллегиального органа.
Однако для того, чтобы результаты такой экспертизы были признаны легитимными, с юридической точки зрения, необходимо соблюсти следующие правила:
- в организации должна быть создана внутренняя экспертная комиссия, состав и принципы работы которой утверждены с помощью специального приказа и положения. Создаваться комиссия должна из числа сотрудников организации. При этом в тексте приказа необходимо указать поименный и должностной состав привлекаемых сотрудников. Также необходимо указать и основной состав, и дополнительный, из числа которого будут выбираться члены, работающие в случае уважительной причины отсутствия основного члена комиссии. Общий состав комиссии не может быть меньше пяти человек (чтобы обеспечить возможность перевеса по решению хотя бы в один голос при равном количестве позиций за и против конкретного решения по тому или иному вопросу). В состав комиссии не имеют права входить сотрудники контрактной службы, а также иные сотрудники организации, которые ранее входили в контрактную службу либо занимали должности контрактных управляющих, если с момента их официального освобождения от такой должности не прошло двух лет. К профессиональному составу комиссии также предъявляется требование о том, что в состав такой комиссии должно входить не менее пятидесяти процентов лиц, которые обладают достаточным уровнем знаний и квалификации, необходимых для верной оценки, с фактической и качественной точек зрения, результатов исполнения проверяемого контракта или договора;
- если у комиссии нет положения о ее функционировании, она может быть признана нелегитимной, а вынесенные ею решения могут быть оспорены в установленном действующим законодательством порядке. В тексте положения должны быть отражены права и обязанности всей комиссии в целом, а также собственно ее председателя. Кроме того, в рамках положения указываются все правила, которыми должна руководствоваться такая комиссия при осуществлении своей деятельности;
- все результаты проведенной экспертизы должны быть оформлены в виде специального документа – акта экспертизы. При этом подготовка экспертного заключения в данном случае не является обязательной – экспертное заключение может быть подготовлено только лицом, имеющим соответствующее разрешение на оказание экспертных услуг, полученное в порядке прохождения специальной аккредитации. Если в штате заказчика нет таких сотрудников, речь может идти только об акте внутренней экспертизы, как итоговом оформляемом документе;
- после того как внутренний экспертный коллегиальный орган принял какое-либо решение и сформировал его в акте экспертной комиссии, заказчик принимает решение о возможности принятия результатов исполнения контракта или о невозможности такого действия.
Итоговые документы
По итогам проведенной экспертизы формируются два документа: акт экспертизы и акт приемки результатов исполнения контракта.
Акт экспертизы
В акте экспертизы указываются следующие сведения:
- номер и дата заключения контракта, а также присвоенный идентификационный код закупки (для облегчения идентификации подписанного соглашения);
- данные о сторонах контракта и представителях таких сторон, в том числе присутствующих при проведении экспертизы;
- дата проведения экспертного исследования;
- предмет контракта в соответствии с точной формулировкой, использованной во всей документации по проведенной закупке (от извещения до всех итоговых документов о приемке товара, работ или услуг);
- перечень представителей сторон, выступивших свидетелями при выборке образцов для проведения экспертного исследования;
- перечень мероприятий, которые были проведены для того, чтобы определить соответствие предоставленных образцов требованиям контракта или договора;
- содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, которые не позволяют говорить о качественном исполнении контракта или договора;
- подписи членов экспертной комиссии или единоличного эксперта;
- приложения к акту (в случае их наличия), в том числе подтверждающие уровень квалификации всех членов экспертной комиссии.
Акт приемки результатов исполнения контракта
На основании составленного акта экспертизы заказчик готовит акт о приемке результатов исполнения контракта или договора. В таком акте отражаются следующие сведения:
- данные о заключенном контракте (номер, идентификационный код закупки, дата подписания, стороны соглашения);
- данные о предмете закупки (в строгом соответствии с формулировкой, содержащейся в документации к закупке и в тексте самого контракта или договора);
- решение коллегиального приемочного органа заказчика о принятии результатов исполнения контракта или договора с указанием результатов проведенной экспертизы;
- подпись руководителя комиссии и ее членов, а в случае наличия разногласий одного из членов с другими членами комиссии его решение оформляется в виде специального приложения к протоколу и заверяется подписью такого члена и руководителя комиссии.
В случае выявления каких-либо недостатков, не позволяющих осуществить безоговорочное принятие результатов, в акте указываются такие недостатки, а также время, которое дается исполнителю на их устранение.
Если указанные недостатки не были устранены исполнителем в установленные сроки, контракт расторгается в одностороннем порядке по решению заказчика, а сам исполнитель подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Источники:
http://ppt.ru/forms/zakupki/akt-ekspertizy-po-44-fz
http://goscontract.info/kontrakt/kak-provesti-ekspertizu-po-44-fz
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/ekspertnoe-zaklyuchenie-po-44.html
http://gozakaz.ru/instruktsiya-po-provedeniyu-ekspertizy-po-44-fz/
http://pravo.team/zakupki/44/ekspertiza.html