16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Участковый уполномоченный это орган дознания

Содержание

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-169 Оспариваемые инструкции, возлагающие на участкового уполномоченного милиции обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений, не противоречат действующему законодательству, поскольку участковый уполномоченный милиции правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-169

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.А.А. о признании недействующими подпунктов 10.1, 10.2 пункта 10 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900, по кассационной жалобе Г.А.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2008 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения Г.А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя МВД РФ С.С.Е., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900 утверждена Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (далее — Инструкция).

Данный приказ зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2002 года, регистрационный N 3936.

В соответствии с подпунктами 10.1, 10.2 пункта 10 Инструкции участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен:

осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;

при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

Г.А.А., являющийся участковым уполномоченным милиции, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенных предписаний Инструкции недействующими по мотивам их противоречия статьям 1, 5 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) и нарушения его прав. При этом Г.А.А. указал, что оспоренные им нормы неправомерно возлагают на участкового уполномоченного милиции, который не является дознавателем, обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений.

В кассационной жалобе Г.А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права. В обоснование своих требований Г.А.А. указал, что УПК РФ не называет участкового уполномоченного милиции среди должностных лиц, правомочных осуществлять уголовное судопроизводство.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации правомерно исходил из того, что оспоренные нормы Инструкции не противоречат УПК РФ и Закону РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции», в связи с чем оснований для признания их недействующими не имеется.

Так, в частности, согласно пункту 1 части 1 статьи 40 УПК РФ органы внутренних дел Российской Федерации относятся к органам дознания.

Статьями 1 и 7 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» предусмотрено, что милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания (статьи 8 и 9).

Участковые уполномоченные милиции входят в состав милиции общественной безопасности на основании пункта 2 структуры милиции общественной безопасности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 926.

В силу пунктов 7 и 24 статьи 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и иные полномочия, предусмотренные кодексом, а органами дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Таким образом, начальник органа дознания может возложить на иное, кроме штатного дознавателя, должностное лицо, в рассматриваемом случае, на участкового уполномоченного милиции функции дознавателя.

В соответствии с частью первой статьи 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, являясь должностным лицом милиции общественной безопасности, участковый уполномоченный милиции правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел. В этих случаях участковый уполномоченный милиции является дознавателем, то есть должностным лицом органа дознания, уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также другие полномочия, предусмотренные УПК РФ (пункт 7 статьи 5 Кодекса).

Соответственно не противоречит УПК РФ и предписание подпункта 10.2 пункта 10 Инструкции, возлагающее на участкового уполномоченного милиции обязанность при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия.

Выполняя обязанности дознавателя, участковый уполномоченный милиции должен принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.

Довод кассационной жалобы о том, что Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900, закреплены трудовые обязанности участкового уполномоченного милиции, исходя из которых, следует, что участковый уполномоченный милиции не является процессуальным должностным лицом, не свидетельствует о незаконности оспоренных норм, поскольку в силу ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При этом суд не осуществляет в порядке нормоконтроля проверку соответствия одних положений нормативного правового акта другим положениям того же самого нормативного правового акта (на что сослался заявитель).

Довод кассационной жалобы о том, что участковый уполномоченный милиции не наделен УПК РФ полномочиями по осуществлению уголовного судопроизводства, дознания и предварительного следствия судом первой инстанции проверялся и был признан несостоятельным по основаниям, подробно изложенным в решении.

Оспариваемая (в части) Инструкция принята правомочным органом, по форме издания и по своему содержанию соответствует федеральному законодательству, поэтому в удовлетворении заявленного требования судом отказано правомерно.

Окончательная правовая оценка дана судом в решении по делу, для отмены которого не имеется оснований, предусмотренных процессуальным законом.

Читать еще:  Является ли материнский капитал доходом

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г.А.А. — без удовлетворения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Кассационная коллегия ВС РФ оставила в силе решение, которым отказано в признании недействующими отдельных положений Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции.

Нормы Инструкции оспаривались в части, предусматривающей возложение на участкового, который, по мнению заявителя, не является дознавателем, обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений.

Отклоняя доводы о том, что УПК РФ не называет участкового среди должностных лиц, правомочных осуществлять уголовное судопроизводство, Коллегия пояснила следующее.

Согласно УПК РФ, органы внутренних дел относятся к органам дознания. В силу Закона РФ «О милиции» милиция входит в систему МВД России и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания. Участковые входят в состав милиции общественной безопасности на основании структуры, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926.

Таким образом, являясь должностным лицом милиции общественной безопасности, участковый правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам.

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-169

Участие УУП в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно

Участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, по поручению начальника органа дознания осуществляет предварительное расследование в форме дознания. При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимает по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Собранные материалы УУП незамедлительно докладывает начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

В ходе розыска отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции полиции, участковый уполномоченный должен по письменным запросам военных комиссариатов осуществлять мероприятия по установлению места нахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов или альтернативной гражданской службы. При выявлении на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, участковый уполномоченный устанавливает через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания. При установлении места нахождения разыскиваемого он незамедлительно информирует инициаторов розыска и при необходимости принимает участие в задержании таких лиц. Участковый должен оказывать содействие сотрудникам уголовного розыска и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

При прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы участковый уполномоченный должен принять меры по охране места происшествия. А в случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений уголовного розыска участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

По указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка участковый должен:

1) исполнять письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

2) в случаях и порядке установленных уголовно-процессуальным законодательством исполнять письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий и исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении.

Предварительноеследствие — это основная форма предварительного расследования.В соответствии со ст.ст. 150, 151 УПК РФ по подавляющему большинству преступлений предварительное следствие обязательно. Данная форма расследования обязательна по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Предварительное следствие также обязательно по делам о преступлениях средней тяжести, совершенных при отягчающих обстоятельствах, либо когда преступление средней тяжести посягает на личность и собственность.

По письменному указанию прокурора уголовные дела, относимые к компетенции дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ), могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий, но не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело прокурору, который затем передает его для дальнейшего производства следователю (п. 3 ст. 149 УПК РФ).

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно — розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Предварительное следствие как уголовно-процессуальная деятельность, протекающая во времени, заключается в производстве различных следственных и иных процессуальных действий. Данная деятельность складывается из относительно самостоятельных этапов, которые сменяют друг друга, что характерно для структуры любой стадии уголовного процесса. Совокупность соответствующих этапов образует систему предварительного следствия.

Предварительное расследование, являясь самостоятельной стадией уголовного судопроизводства, т.е. циклом деятельности, образует систему из четырех элементов — этапов, последовательно сменяющих друг друга:

Таким образом, система предварительного следствия — это совокупность его условных этапов, характеризующихся наличием конкретных задач, разрешаемых в порядке и последовательности, установленными законом.

Дознаватель: это кто в полиции?

В правоохранительных органах РФ немало должностей напрямую связано с розыском преступников и расследованием нарушений закона. К перечню таких профессий относятся не только следователи и оперуполномоченные, но и дознаватели. Поэтому следует разобраться в главных обязанностях этих сотрудников.

Дознаватель: кто это такой?

Согласно уголовно-процессуального кодекса России дознаватель – это должностное лицо органа дознания, который работает в следственном или ином подразделении по итогу своей деятельности. Он составляет стандартный судебный акт, но при этом к ответственности подозреваемого лично не привлекает , зато имеет право осуществлять предварительное расследование в виде дознания, а также исполнять смежные полномочия, предусмотренные законом.

Поэтому дознаватель – это лицо, которое имеет право обжаловать действия менее компетентного субъекта и автоматически параллельно обжаловать его поступки: руководителя органа дознания или начальника подразделения.

Обычно в данной роли выступает опытный работник, самостоятельно контролирующий деятельность при помощи сообщений о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 уголовно-процессуального кодекса. Все другие аналогичные составы рассматриваемых преступлений относятся уже к компетенции других профессионалов. Хотя в отдельных ситуациях процесс дознания может совершать иное лицо (но только по личному указанию прокурора). Центральное условие – чтобы в качестве дознавателя не выступало лицо, которое ранее проводило оперативно-розыскные мероприятия по упомянутому делу.

Поэтому обычно, дознание ведёт специально назначенный штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий требуемой квалификацией и имеющий высшее юридическое образование, а также профессиональные навыки (согласно определённой категории преступления). На практике роль дознавателя часто выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Главные функции профессии

Суть работы дознавателя сводится к процессу проведения полной проверки по поступившему заявлению. После изучения дела он принимает одно из двух решений: возбудить производство (осмотр места преступления, допрос, обыск) или отказать. При необходимости можно дополнительно назначать телефонное прослушивание. Заодно именно дознаватель решает вопрос о заключении подозреваемой особы под стражу. Собственные профессионалы имеются во многих силовых структурах России:

  • следственные органы ФСБ;
  • МВД;
  • таможенная служба;
  • федеральная служба судебных приставов;
  • пожарная охрана.

Как только любые служебные мероприятия берут старт, сотрудник органа дознания лично направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, коллега также имеет право согласиться с выводами, вынести постановление об отзыве и даже вернуть материалы сотруднику для вторичной проверки. В случае, когда по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Каковы полномочия?

Основные полномочия дознавателя указаны в должностных инструкциях. Подобная бумага обычно составляется индивидуально для каждого руководителя и сотрудника органа. Нередко документ представлен в форме таблицы, где указаны обязанности по должности и сроки их выполнения:

  • Рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях.
  • Принятие решения по итогам проверки.
  • Возбуждение уголовных дел.
  • Производство процессуальных действий.
  • Приостановление преследования, если имеются основания.
  • Прекращения процесса дознания.
  • Отправка материалов по подследственности или прокурору.
Читать еще:  Чем умысел отличается от неосторожности

Вся деятельность дознавателя целиком регламентируется законом РФ. Среди главных ограничений отмечают полное подчинение начальству и вышестоящим органам, поскольку деятельность сотрудника обязана осуществляться только по принципам отечественного судопроизводства. А из плюсов – возможность применять меры принуждения без контроля сверху.

Основные права

По факту работать дознавателем – большая ответственность, ведь в правоохранительных органах это довольно значимая должность. Пускай они часто разбираются лишь с элементарными преступлениями, без них было бы гораздо сложнее рассматривать поток заявлений-жалоб. Чтобы максимально упростить процедуру, права дознавателей расширены до следующих границ:

  • выполнение вопросов, которые не требуют отлагательств;
  • проведение полноценного расследования;
  • обеспечение компенсации за испорченное имущество (если пострадавший испытал материальные потери во время преступления);
  • контроль сути заявлений или смежных заявлений о нарушениях;
  • инициатива при возбуждении уголовных дел;
  • производство процессуальных действий;
  • временное прекращение преследования;
  • окончательное приостановление начатого дознания.

Как правило, дознаватель имеет возможность и официально уполномочен самостоятельно реализовывать любые следственные процедуры и принимать финальные решения, за исключением ситуаций, когда (в соответствии с УПК РФ) на это требуется дополнительное согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение.

Главные отличия дознавателя от следователя

Дознаватель – сотрудник органов дознания, который, подобно следователю, уполномочен проводить следствие по уголовному делу, а затем перенаправлять его в суд для дальнейшего рассмотрения. Но стоит помнить, что дознаватель имеет все полномочия расследовать лишь преступления легкой и средней тяжести – около 68 составов (включая мелкие кражи, причинение вреда здоровью и пр.). Заодно такой сотрудник изучает детали большинства административных дел: именно в этом и заключается его главное отличие от следователя.

Основные особенности деятельности

Если рассматривать лучшие черты этой профессии, то стоит выделить компетенции должности, к которой относятся очень простые составы преступлений, а общественный риск – невысокий. Одновременно с этим следователь имеет право принять к производству только «дознавательский» материал, а дознаватель со своей стороны – «следовательский» принять не имеет возможности. Поэтому понять, кто именно для подозреваемого и обвиняемого хуже, сказать трудно.

По умолчанию дознаватель несёт ответственность за собственные решения и действия. Поэтому он должен работать согласно закону РФ и выполнять отведённые ему обязанности. По факту должностные лица органа дознания считаются субъектами производства следственных действий, чья главная цель – проверка сообщений о преступлении и сбор доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела.

Для того чтобы стать дознавателем, необходимо получить высшее юридическое образование. Но для соблюдения полного перечня требований работники полиции должны соответствовать следующим параметрам:

  • Возраст от 18 лет (но с учётом обучения в ВУЗе, старт карьеры придётся на 21-22 года).
  • Стаж (после окончания обучения, работу можно найти и без стажа, но для конкретных должностей может потребоваться опыт минимум от 3-х лет).
  • Отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья и хорошая физическая подготовка.
  • Морально-психологическая устойчивость.

Вдобавок каждый дознаватель должен быть отличным психологом и изначально уметь располагать к себе людей. Его обычная работа отличается большой ответственностью: за итоги расследований и следователи, и дознаватели отвечают перед начальством лично. Поэтому сотрудника могут принудительно отстранить от дел, в которых он каким-либо образом заинтересован в положительном исходе дела (прямо или косвенно).

Какая проводится профилактическая работа в деятельности?

Исполняя стандартные процессуальные функции, дознаватель обязан своевременно применять на деле неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их возникновению.

Параллельно такой сотрудник правоохранительных органов имеет право направлять компетентным службам информацию, нужную для розыска тех граждан, которые уклоняются от дознания или находятся под подозрением в совершении преступления.

Выполняя дознание на практике, каждый сотрудник обращает внимание на условия, которые стали первопричиной преступных поступков. Согласно результатам контроля, дознаватель имеет право вносить обобщенные предположения в органы, учреждения, организации, которые должны принимать должные меры к устранению данных деталей. Когда руководители филиалов не выполняют подобные предписания, дознаватель обязан направить соответствующую информацию в прокуратуру.

Часто дознаватель вынужден вести профилактическую работу и среди жертв, если они подверглись посягательству из-за виктимного поведения. Обычно типичным методом такой работы становится разъяснительная беседа. Поэтому, исследуя на практике уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель вынужден по долгу службы периодически:

  • проводить обзорные лекции;
  • выступать перед населением;
  • делать доклады на предприятиях.

Главной задачей таких мероприятий является информирование граждан и трудовых коллективов в доступном виде о способах предупреждения правонарушений в будущем. Самыми эффективными каналами для подобного общения сейчас становятся радио, TV и Интернет.

Ради накопления практических навыков по расследованию преступных деяний дознаватели специально действуют по плану, составленному надзирающим военным прокурором и начальником военного следственного отдела при прокуратуре, а также участвуют в учебных сборах и каждый год проходят обязательную стажировку сроком 10 рабочих дней.

Сама профессия дознавателя всегда будет оставаться востребованной должностью, ведь такая работа нуждается в опытных кадрах, с настойчивым и упорным характером. По статистике, в России чаще всего эту должность занимают именно мужчины. А средняя заработная плата дознавателей варьируется в границах 20-30 тыс. руб. Хотя сюда также стоит добавить постоянные надбавки за стаж, премии за удачно раскрытые уголовные дела и другие бонусы в денежном эквиваленте в качестве поощрения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Об отличиях #1. Юридическое. Разница между дознавателем и следователем.

Я решил открыть еще одну ветку повествований «Об отличиях» из разных сфер жизни и категорий (наверно для любопытных и тех, кому интересно расширить свой кругозор и узнать что то новое).

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей.

А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс.

В общем случае, дознавательэто должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ.

А именно, дознание производится (чтобы вы не гуглили):

1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 128.1, 150 частью первой, 151 частью первой, 151.1, 153 — 157, 158 частью первой, 158.1, 159 частью первой, 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.5 частью первой, 159.6 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частью первой, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 171.4, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 191.1 частями первой и второй, 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой, 200.3 частью первой, 203, 204.2, 207 частью первой, 213 частью первой, 214, 215.3 частью первой, 215.4 частью первой, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 222.1 частью первой, 223 частью первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 230.1 частями первой и второй, 230.2 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частями первой и второй, 243.3 частью первой, 244, 245 частью первой, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 — 258, 258.1 частями первой и первой.1, 260 частью первой, 261 частями первой и второй, 262, 264.1, 266 частью первой, 268 частью первой, 291.2, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 314.1, 315, 319, 322 частями первой и второй, 322.1 частью первой, 322.2, 322.3, 323 частью первой, 324, 325, 325.1 частью первой, 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

По всем остальным делам, а также при наличии указания прокурора, производится предварительное следствие.

Читать еще:  Что делать если задерживают декретные

Дознавательэто должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция). К дознавателям также относятся работники: пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, командиры ВЧ и т.д. Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следовательэто сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу.

У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий – значительно шире, чем у дознавателя. Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки».

Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке.

К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой.

Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции.

Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд.

Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий.

Итого, что мы имеем:

1. Подследственность. Дознаватели и следователи расследуют разные уголовные дела, что закреплено в ст.150 и 151 УПК РФ. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе.

2. Процессуальная самостоятельность. Многие действия дознавателя требуют фактического разрешения начальника органа дознания (возбуждение уголовного дела). Следователь же выносит обвинительное заключение самостоятельно, и оно приобретает должную правовую силу в момент его вынесения. Кроме того, следователь может остановить или возобновить предварительное расследование, обжаловать различные решения прокуратуры (например, об отмене решения о возбуждении уголовного дела), а дознаватель – нет.

3. Представительство в различных структурах. Дознаватели не представлены в Следственном комитете России, в то время как в ФССП нет следователей.

Участковый как орган дознания

На основании пункта 17 статьи 5 и части первой статьи 41 УПК полномочием давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК, обладает начальник органа дознания или его заместитель.

Данному предписанию корреспондируют требования пункта 77 Административного регламента, согласно которому при наличии зарегистрированного заявления проверку по нему осуществляет сотрудник органа внутренних дел по соответствующему поручению начальника территориального органа МВД России либо его заместителя — начальника полиции (начальника отдела, отделения полиции) или лиц, их замещающих (далее — руководитель территориального органа).

По каждому зарегистрированному заявлению, сообщению о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении.

Участковый орган дознания

В соответствии со ст.151 УПК РФ проверка по такому преступлению находится в компетенции следователя следственного комитета, однако закон был нарушен самим надзирающим органом, в результате участковый не выполнив ни единого проверочного мероприятия вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Александр Козлов

Аннотация: проверка сообщения о преступлении может проводиться оперуполномоченным (участковым уполномоченным) ОВД, но принятие процессуального решения по ее результатам находится за рамками его полномочий.

«Слушай, дурень, перестань Есть хозяйскую герань». (С. Маршак.

Участковый уполномоченный орган дознания

В результате по преступлениям небольшой тяжести может получиться так, что со временем из-за некомпетентности оперуполномоченного дело невозможно будет возбудить даже при всем желании самого органа дознания: сроки давности не позволят. Факт возбуждения уголовного дела оперуполномоченным даже при наличии согласия начальника органа дознания означает в последствие «развал» всего уголовного дела.

Участковый как орган дознания

Участковый автоматически не становится дознавателем

Этак у нас каждый инспектор ГИБДД как работник ОВД является дознавателем

Вы не поверите, но даже в МЧС есть орган дознагия, поэтому пожарник может быть дознавателем

УПК РФ, Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:

7) дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом; (в ред.
Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ) (см.

Но закон «Об оперативно-розыскной деятельности» однозначно не наделяет оперуполномоченного правом принимать решения о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела или передаче сообщения по подследственности. В то же время и по УПК РФ оперуполномоченный не является участником уголовного процесса, а потому никаких процессуальных действий совершать не может.

Участковый это орган дознания

Процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях: 1) когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания; 2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами — делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю.

Таким образом, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознания (участковому уполномоченному, оперуполномоченному уголовного розыска, оперуполномоченному ОБЭП и другим), за исключением случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст.

Участковый это орган дознания или нет

Участковый отказал в возбуждении уголовного дела? Наверно каждый, кто обращался с заявлением о преступлении в органы внутренних дел, в случае отказа в возбуждении уголовного дела, получал постановление об этом, составленное участковым уполномоченным.

Такая практика сложилась на протяжении уже нескольких лет и вполне устраивает руководителей органов внутренних дел. Чем же обусловлена такая практика, которая с точки зрения закона – порочна.
Вероятнее всего не укомплектованностью штатов дознавателей и следователей, то есть тех должностных лиц, которые уполномочены законом проводить проверки по сообщениям о преступлениях в пределах своей компетенции и принимать решения о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, или передаче сообщения о преступлении по подследственности.

В соответствии с этим в ОВД полагают, что если ОВД являются органами дознания, то оперуполномоченные, являющиеся сотрудниками этих органов, вправе проводить проверку сообщений о преступлениях и принимать по ним процессуальные решения. Это неверно: у дознавателя и оперуполномоченного совершенно разные сферы деятельности, и их полномочия регулируются различными законами. ОВД действительно относятся к органам дознания (ч.1 ст.40 УПК РФ). Однако уголовно-процессуальная деятельность не единственная и даже не основная функция ОВД: помимо нее ОВД имеют еще десяток задач (ст.2 закона «О полиции»). В связи с этим внутри ОВД существует разграничение на подразделения в соответствии с видами деятельности: отдел уголовного розыска, отдел борьбы с экономическими преступлениями, патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные, дежурная часть, отдел дознания, и т.д.
Если ребенок уже удочерен и вы не указали, то он и его может изменить или расторгнуть договор субаренды в соответствии с графиком отпусков. В это время при расторжении трудового договора в связи с сокращением должны быть указаны в документации, выданной в установленном порядке отдельным видом деятельности. Служебная квартира будет являться не совместная собственность. Выписать не возможно, придется возвращать ваше жилье за последний рабочий день. Так как получатель ренты обязан выплачивать денежные средства 6000000 руб, то на основании данных условий уже установлена соответствующий процент по кредиту пока нет пока он идет и решить вопрос с продажей недвижимости. В этом случае Вы предъявляете претензию к должнику в течение 10 дней с момента получения ответа в течении 10 дней с момента получения Вами определения.
Часть 1 статьи 144 УПК РФ устанавливает, что проверку по сообщению о преступлении проводит должностное лицо в пределах своей компетенции, при этом компетенция и указание должностных лиц изложены статье 151 УПК РФ, из неё следует, что уголовные дела относятся к компетенции дознавателей и следователей. Компетенция следователей и дознавателей устанавливается в зависимости от их принадлежности к определенным правоохранительным органам.

Так дела по угону ч.1 ст.166 УК РФ относятся к компетенции дознавателей органов внутренних дел, дела по должностным преступлениям – к компетенции следователей следственного комитета РФ.

Поэтому логично, что проверку по сообщению о преступлении уполномочено проводить только то должностное лицо, пределы компетенции которого указаны в ст.151 УПК РФ.

Источники:

http://base.garant.ru/1787358/
http://studopedia.ru/5_123992_uchastie-uup-v-raskritii-prestupleniy-po-delam-o-kotorih-proizvodstvo-predvaritelnogo-sledstviya-obyazatelno.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5da374f474f1bc00b03e5c34
http://pikabu.ru/story/ob_otlichiyakh_1_yuridicheskoe_raznitsa_mezhdu_doznavatelem_i_sledovatelem_6122050
http://pomogator37.ru/uchastkovyj-kak-organ-doznaniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×